Партнеры Живи добром

Они украсили Лионский зал


Кресла с шелком «золотой бутон» украсили Лионский зал

25 мая на Петербургском международном экономическом форуме будет подписано соглашение между музеем-заповедником «Царское Село», ПАО «Газпром» и фондом ENGIE (Франция) об участии в воссоздании Лионского зала Екатерининского дворца. Сегодня первые отреставрированные кресла украсили знаменитый интерьер. Шелк для их обивки изготовила лионская мануфактура Prelle, работу выполнили реставраторы Царскосельской янтарной мастерской.

Лионский зал – один из самых совершенных интерьеров архитектора Чарльза Камерона – входил в число личных апартаментов Екатерины II в Большом Царскосельском (Екатерининском) дворце. Этот шедевр создавался в 1781 – 1783 годах и получил свое название благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе.

Декоративное убранство великолепного интерьера было уничтожено в годы Великой Отечественной войны. В данный момент из убранства зала сохранилось 25 предметов уникального мебельного ансамбля, выполненных с использованием лазурита; образцы шелка, а также дворцовые описи, архивные документы и фотографии. Паркет, похищенный из Лионского зала фашистами, обнаружили в Берлине и в 1947 году вернули в Царское Село.

Только спустя десятилетия, в 2005-м, удалось сделать первый шаг к возрождению интерьера – восстановить объемно-пространственное решение Лионского зала. Проект его реставрации подготовил в 1983 году тогдашний главный архитектор музея Александр Кедринский (1917-2003); корректировку проекта произвели в 2006 – 2007 годах.

Восстановление всего декора Лионского зала – чрезвычайно дорогостоящая и трудоемкая задача, поэтому работы ведутся поэтапно. В данный момент при поддержке меценатов завершается восстановление лазуритовых порталов, обрамляющих три двери зала.
В 2018 году, благодаря финансовой поддержке ПАО «Газпром» и Фонда ENGIE (Франция), начался новый большой этап работ. Компания «Газпром» выделила средства на воссоздание плафона (в том числе разработку эскизов и картонов для живописных вставок; создание живописных композиций и лепного декора с позолотой на потолке и карнизе) и наборных мозаичных панелей из лазурита с золоченым бронзовым декором, а также на изготовление и монтаж обивки стен и портьер из лионского шёлка, басонных изделий (текстильных изделий, предназначенных для украшения) и аграмантов (тесьмы, которой обшиваются мебельная обивка, портьеры) по историческим образцам.

Средства на производство шелка выделил корпоративный фонд ENGIE. К счастью, в музее сохранились иконографические материалы (дворцовые описи, фотографии, автохромы, акварель, образцы шелка), а в Лионе – архивы ткацкой мануфактуры «Лами и Жиро», которая в 1860-х годах выполняла заказ русского императорского Двора. В коллекции преемницы этого предприятия – лионской мануфактуры Прелль – сохранились книги заказов XIX века. Было принято исторически обоснованное решение – доверить восстановление шёлковой отделки Лионского зала  французским мастерам мануфактуры Прелль. В соответствии с разработанным музеем проектом воссоздания обивки стен, мебели и портьер необходимо изготовить 320 метров ткани «золотой бутон» (“Lampas bouton d’or Louis XVI”) шириной 162 см.

В апреле 2018-го первые 12 метров «золотого» шелка были готовы и отправились в Россию для обивки трех кресел. Следующий этап – изготовление шелка для стен и портьер. Полностью работы, предусмотренные соглашением, планируется завершить в 2019 году.

Кресла с шелком «золотой бутон» украсили Лионский зал

КСТАТИ:

Лионский зал входил в парадную анфиладу дворца, что диктовало особую роскошь его отделки. Редкий по изысканности эффект получился благодаря сочетанию «золотого» шелка с синим лазуритовым декором. На отделку из лазурита мастера израсходовали больше 92 пудов камня, в декоре дверей и паркета использовали «разноцветных заморских 12 сортов дерев» и перламутр.

Со времен Екатерины II шелковые обои неоднократно заменяли. В середине XIX века Лионский зал стал парадной гостиной на половине Марии Александровны, супруги Александра II. По ее воле архитектор Ипполит Монигетти внес кардинальные изменения в оформление помещения: ткань стала полностью покрывать стены, изменился ее цвет – вместо жёлтого появился малиновый шёлк с цветочными гирляндами. Также интерьер украсили новые предметы меблировки – гарнитур мебели и осветительной арматуры из байкальского и бадахшанского лазурита с декором золоченой бронзы. В 1866 году стены вновь обили жёлтым шёлком, теперь это была ткань цвета «золотой бутон», она затягивала стены от панелей до верхнего края карниза, использовалась в обивке мебели и в портьерах. В таком виде Лионский зал, запечатленный в 1878 году на акварели Луиджи Премацци, просуществовал до 1941 года.


Материалы предоставлены пресс-службой музея



 

Рекомендуем

Культурное наследие Армении. Минас Аветисян
Человек, не подчинившийся законам гравитации. Вацлав Нижинский. Ко дню рождения легенды русского балета
Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина
Кино. Премьера. "Голограмма для короля"
Иван Гончаров: в плену обломовщины
Сердце Мадрида. Открытие музея Прадо
Пабло Неруда: «Признаюсь, я жил»
Айдар Гайнуллин о Ростроповиче, мировой музыке и своём первом международном фестивале!
Книга, после которой смотришь на мир по-другому Рубен Давид Гонсалес Гальего. Белое на черном
Музыкальная исповедь Avril Lavigne: новый альбом «Head Above Water»