Партнеры Живи добром

Операция “Выжить”: что ждет музыкальные пространства России в этом году


Их двери закрылись в середине марта, на творчество повесили многотонный железный замок, а музыкантов распустили и отправили в “продолжительный отпуск”. Кто-то был готов и перешел в формат онлайн-трансляций, а кто-то просто смирился с происходящим, но все-таки пытался найти варианты и возможности для творчества. Похожа ли эта ситуация на настоящий коллапс в музыкальной сфере? Готов ли был российский сегмент искусства к таким перевоплощениям и кардинальным изменениям? Редакция DailyCulture.ru  пообщалась с представителями музыкальных площадок и артистами. Мы попробовали разобраться в происходящем и посмотреть на ситуацию с разных сторон. 


Концерт Дениса Мацуева в Московской филармонии. Фото tass

Первооткрывателями онлайн-концертов полноправно можно считать пианиста Дениса Мацуева и интернет-площадку Московской Филармонии. Ведь еще до начала карантина Филармония радовала своих слушателей трансляциями. Столь необычный дуэт - современных технологий и классической музыки сыграл на руку дебютантам и показал, что не все еще потеряно и позволил поверить в то, что карантин не сможет убить искусство в России. И уже в конце марта в прямом эфире на сайте Филармонии прозвучало первое выступление, открывшее цикл онлайн-концертов. Выступления участников транслировались из Концертного зала имени П.И.Чайковского и проходили в абсолютно пустых залах. Следующей онлайн-платформой, последовавшей современным тенденциям, стал сервис ТНТ Premier. Вместе с Филармонией ТНТ транслировал выступление Дениса Мацуева в прямом эфире телеканала. Таким образом организаторы медиа пространства смогли увеличить охват аудитории и сделать классическую музыку доступной для каждого зрителя. 


На своей странице в Facebook Денис Мацуев написал: “Безусловно, это был особенный концерт во всех отношениях. Это нельзя сравнить с записью: когда мы записываем пластинки, когда стоят микрофоны, ты понимаешь, что осознаешь, что именно это исполнение будет звучать на дисках еще долгие годы, в такой ситуации ты автоматически представляешь заполненный зал. Здесь - совсем другая история, и для участия в ней нужна смелость”. 


Денис Мацуев

Московская Филармония одна из первых в мире решилась на организацию подобных концертов. Все проводилось “на страх и риск” - деятелям искусства не пришлось выбирать, пандемия сделала все за них. 


Денис Мацуев: “Чувство, надо сказать, амбивалентное, несмотря на то, что я играл в уже знакомом зале на рояле, на котором уже сыграл сотни концертов. Я был совсем не на месте, потому что влияние зрителей, эта “химия” и энергия,  вдохновляющие и побуждающие прилагать усилия, отсутствовали. Всегда приятно чувствовать эмоциональную и интеллектуальную связь со слушателем. К таким концертам нужно готовиться совершенно по-другому и подстраиваться под них совсем иначе”.


Генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов пока не может поделиться утешительными прогнозами. По мнению Алексея Алексеевича, если до сих пор есть эпидемиологическая угроза, то залы функционировать не могут, это только противоречит безопасности слушателей.


Алексей Шалашов

Алексей Шалашов: “У Московской Филармонии есть еще одна задача - мы обеспечиваем контентом большую сеть российских виртуальных концертных залов. Может быть, небольшие виртуальные залы в регионах как раз и могут начать свою работу со всеми мерами переходного периода, потому что показы там бесплатные. И, безусловно, камерные залы. Логично рассуждать, что и гонорары музыканты смогут получить только после того, как филармония будет готова принять первых “живых” слушателей. Но, а пока, без сборов это непросто, мы продолжаем искать возможности”. 


Несмотря на то, что в начале июня в столице уже были сняты многие ограничения, массовые мероприятия все так же запрещены, и концертные залы до сих пор не могут осуществлять свою деятельность в офлайне. “Домашний сезон онлайн” Московской филармонии развивается и постепенно заполняет каждый летний месяц разнообразными программами. С 30 марта в эфир выходят программы из золотого фонда видеокаталога филармонии. А с того момента, как публичные мероприятия были отменены, концертный зал провел более 50 трансляций, общая аудитория “домашних” выступлений превысила 11 миллионов зрителей.


Еще одной музыкальной онлайн-площадкой, получающей поддержку от государства, стал Зал Зарядье. После того, как власти объявили о начале самоизоляции и введении ограничительных мер, концертный зал на следующий день перешел в онлайн пространство. Первый концерт прошел в прямом эфире на официальном сайте Зала Зарядье и на портале Мэра Москвы. 


Ольга Жукова

Ольга Жукова - генеральный директор концертного зала: “Жизнь всех музыкантов и сотрудников Зарядья изменилась, но работы меньше не стало. Мы также придумываем новую программу и совершенствуем все информационные системы Зала Зарядье. Лето для нас всегда было периодом активного планирования концертов на несколько лет вперед и технических работ в здании. Сейчас мы делаем то, что в активный концертный сезон сделать просто невозможно. Например, в Большом и Малом залах проходят работы по настройке звукового оборудования и внедрению акустических решений”.


За время бесед с представителями столичных концертных залов не сложился общий ответ только на один вопрос: что будет с концертными программами, запланированными на год вперед? Однозначно на интерес редакции и слушателей никто не смог дать конкретизированного ответа. Большинство залов приостановили продажу билетов на официальных сайтах до конца 2020 года. Значит ли это, что зрители останутся без живых музыкальных выступлений до зимы?


Ольга Жукова: “Все ждут специальных разрешений и надеятся, что Роспотребнадзор и наши учредители учтут мнение профессионального сообщества - директоров и художественных руководителей концертных залов, музыкантов и актеров. Нам нужно четко понимать, каким образом мы будем возвращаться к нашей работе и приглашать в зал зрителей. Каждый концерт - эксклюзивный продукт, в котором задействовано много людей, у каждого из них свой график и план работы. Невозможно в сентябре организовать октябрьский концерт с востребованными артистами, надо это делать заранее, за два года, например”.


В свете последних событий, со значительными сложностями столкнулись не только концертные залы и всевозможные музыкальные площадки. С одной стороны, музыканты потерпели моральный крах и столкнулись с отсутствием финансовой поддержки. С другой стороны, у исполнителей появилась возможность ближе познакомиться со своими слушателями и посвятить время любимой музыке. 


Владимир Федосеев. БСО


Виктория Новосёлова - заместитель художественного руководителя БСО им.П.И.Чайковского : “БСО не просто так посвятил новую онлайн-запись творчеству Венсана д’Энди. Музыканты исполнили произведение, которое им давно хотелось сыграть, понимая, что оно вряд ли войдет в ближайшие концертные программы. Режим самоизоляции позволит артистам оркестра воплотить в жизнь то, что при активной концертной деятельности было бы надолго отложено”. 


Среди исполнителей и художественных коллективов обсуждается идея организации специального музыкального сообщества для принятия ключевых решений по восстановлению концертной жизни. Как именно решения будут вступать в силу - все еще открытый вопрос. Некоторые европейские оркестры уже договорились об одних условиях работы в период пандемии. Несмотря на то, что музыканты-духовики сидят рядом друг с другом, их движения  должны быть ограничены и осуществлены только на их рабочих местах. Частота дыхания может усиливаться в зависимости от сложности фрагментов, которых им нужно исполнять; как правило, дыхание осуществляется через рот. Что касается предотвращения риска заражения, то музыканты больше не сидят напротив друг друга и могут разговаривать с коллегами лишь изредка, в исключительных ситуациях. Возможно, российское музыкальное общество примет “полярное” решение. На вопрос, касающийся рассадки, репетиций оркестра и использования индивидуальных средств защиты, все еще никто не может дать конкретного ответа. 


Виктория Новосёлова: “Нужно будет прийти к компромиссу, лавируя между запретами и здравым смыслом, чтобы вернуться к концертной деятельности, при этом сделать это надо с учетом всех важных реалий, позволяющих сохранить здоровье людей и отсекая абсурдное возникновение второй волны”. 


Обсудив процесс выхода из самоизоляции государственных музыкальных учреждений, появилось мнение противоположной стороны данной сферы в России. Помимо “официальных”, назовем их так, концертных залов столицы существуют и частные организации, привносящие искусство в массы. Речь пойдет о небольшом объединении, расположившимся в одном из зданий Культурного центра ЗИЛ,  московском инновационном проекте камерной музыки “Лофт Филармония”. Ни для кого не будет секретом, что подобный жанр существует благодаря спонсорам и крупным концертным представительствам, объединяющих слушателей и музыкантов со всего мира.


По словам создателей проекта “Лофт Филармония”, они уже находятся на той отметке, когда были пройдены разные стадии. Сначала музыканты абсолютно выпали из этой обоймы и не могли поверить в происходящее. Они занимались в том же режиме, как будто завтра нужно выходить на сцену. Начальное отторжение ситуации позволяло жить, как в ни в чем не бывало. Дальше у многих началась настоящая депрессия: музыканты признавались, что переставали заниматься, в то время, как обстановка только накалялась. Но этот период очень быстро прошел, и все стали думать о более приземленных вещах: как выстраивать творческую составляющую своей жизни, за что хвататься. Судя по европейской модели, дистанцию проще всего соблюдать на свежем воздухе, именно поэтому “Лофт Филармония” задумывается и о таких концертных программах. Проект поставил перед всеми артистами задачу заняться просветительской деятельностью, а его автор хотел доказать, что музыканты Лофта - это не просто талантливые, но и разносторонние люди. 


Алиса Куприёва

Алиса Куприёва - автор проекта: “В российском сегменте подобной активности не хватает на хорошем уровне. Многие из музыкантов загорелись идеей рассказать о себе и тонкостях своего мастерства. Мы провели уже 41 диалоговое окно. Этот онлайн-проект “Лофт Филармонии” представляет из себя полуночные диалоги. Так мы напомнили о многих артистах. Несмотря на абсолютный негатив данной ситуации, была сделана попытка вернуться в прежнее русло и напомнить людям, что ко всем вещам нужно относиться с оптимизмом”.


Слушателей камерной музыки заинтересовал один из насущных вопросов: есть ли какие-либо прогнозы от спонсоров для частных организаций?


Алиса Куприёва: “ Если штат будет на площадке, то мы сможем пригласить артистов, соблюдая все меры предосторожности. Трансляции были в Лофте и до этого, просто непостоянные. Опыт технический есть: мы уже запланировали 4 концерта на август и 2 концерта на сентябрь, но это все предварительно. Скорее всего, выступления будут бесплатными для аудитории. Надеемся, что спонсорская поддержка не пропадет. Музыканты, конечно, готовы играть на благотворительных началах в такой ситуации, но нам хотелось бы, чтобы и их могли поддержать, со всеми гонорарами”. 


В условиях современного мира музыканты столкнулись с еще одной проблемой. Теперь у них нет возможность не только работать, но и принимать участие в творческих фестивалях и конкурсах. Известно, что это один из самых удобных способов пиара и приобретения своей аудитории. Организаторы частных фестивалей пророчат массу недовольств и откладывают все свои идеи надолго в темный ящик. Продюсер международного фестиваля “Опера Априори” - Елена Харакидзян рассказала о тенденциях в музыкальной индустрии, возникающих на почве коронавируса.


Елена Харакидзян:

Елена Харакидзян: “Во-первых, полагаю, что неравенство положений будет нагнетать внутреннее протест. Артисты и администрация федеральных и муниципальных театров, оркестров, филармоний спокойно получают свои зарплаты и отпускные из государственного бюджета, который должен каким-то удивительным образом наполниться при почившей в бозе экономике, в том числе, и за счет, таких как я, безработных людей, которые откуда-то должны взять деньги для уплаты налогов. Пока от них никто меня как ИП не освободил, только отсрочку дали. Нонсенс, верно? Ситуация из разряда “сытый голодному не товарищ” – государство, уничтожающее частные инициативы – везде одинаковая, не только в нашей микросфере. Второе – изменение эмоционального фона. Я вижу, что люди, принимающие законы и издающие указы, вообще не в состоянии предвидеть последствия подавления, закупоривания этой сферы не то, что на пару лет вперед, но и на пару месяцев. Не буду дальше развивать – это отдельная социокультурная и антропологическая тема”. 


Продюсер фестиваля обозначила грань между “индустрией” и “промышленностью” музыкального сегмента. Елена уверена, что сейчас это чисто экономическая сфера. Огромные гонорары звезд стали частью отрасли. Но, в связи с нынешней ситуацией, “пару нулей точно отвалится”. По словам продюсера, кризис – великий уравнитель, который лишь подталкивает к изменениям в голове: слишком много этой “индустрии” и слишком мало чистого искусства. 



Габрилян Софья




 

Рекомендуем

Приключения Тима Бертона в стране Кино
Французам прощается всё ("Планетариум" реж. Ребекка Злотовски)
Сергей Бодров: «Человеку нужен человек»
Максим Горький: главный глашатай кровавого террора
Лю Цысинь "Задача трёх тел": Вселенная надежды и тревоги
Фрунзик Мкртчян. «Взрослый ребёнок»
Хэй, Гитлер! («Кролик Джоджо», реж. Тайка Вайтити)
С днем рождения, Шарло!
М2М Russian Open: сюрпризы и разочарования третьего дня
Ирина Скобцева. Легко ли быть первой красавицей?