Партнеры Живи добром

«Я лег на сгибе бытия, на полдороге к бездне». В театре «ВелесО» премьера по В. Высоцкому


В конно-драматическом театре «ВелесО» состоялась премьера спектакля по повести Владимира Высоцкого «Дельфины и психи». Режиссером постановки «Небо этого дня» выступил Алексей Фролов. 

Прозаический опыт Владимира Высоцкого небольшой, и о нем сейчас мало кто вспоминает. Всего несколько коротких произведений, одно из которых «Дельфины и психи». Повесть была написана в 1968 году и впервые опубликована за границей под названием «Жизнь без сна», современное заглавие появилось гораздо позже в самиздате. Произведение относится к условному циклу творчества Высоцкого, посвященному теме сумасшествия. 
 

«Небо этого дня»


Повесть «Дельфины и психи» была написана Владимиром Семеновичем под впечатлением от пребывания в психиатрической больнице, которую он сам называл «алкогольной». Однако это далеко не реалистичные записки-наблюдения. У автора вышла абсурдная фантасмагория, наполненная аллюзиями к гоголевским «Запискам сумасшедшего» с элементами советской фантастики и сатиры. В рамках художественного пространства Высоцкий рассуждает о тонкой грани между тем, что общество условно обозначило как норма и безумие. Об отношении людей друг к другу, к животным, к месту, где они живут и к порядку, в котором они вынуждены жить.

«ВелесО» предлагает порассуждать на эти темы в рамках спектакля-похода. Определение постановки – это и движение, и пластичность идеи. Переживание эмоций здесь и сейчас, под небом именно этого дня. Оно, к слову, в этот день было прекрасным. В театре позже расскажут, что каким-то чудом в дни их спектаклей погода всегда налаживается. Какое хорошее слово «чудо» - никаких неловких пауз в разговоре и не очень литературных многоточий в статьях… 


«Небо этого дня»
 

Драматизм повествования начался задолго до первых строк Владимира Высоцкого. Актеры ждали зрителей у первого вагона электрички на Финляндском вокзале. Все вместе отправились в театр. Поездка проходила весело: разговоры, стихи, песни. Актеры примеряли на себя первые маски и образы, а зрители, наоборот, избавлялись от своих. Ведь в театре предстояло воспринимать и чувствовать, оставив размышления привычными категориями остающимся позади городским пейзажам. 
  
Сценическое пространство – лес, ручьи, воображаемые дельфины и реальные лошади, кошки и взмывающие в небо птицы. Мысли Высоцкого и Алексея Фролова рассыпятся на фоне мерцающего света заходящего солнца словно осколки в калейдоскопе. В этом «зазеркалье» зрителю придется разглядеть все грани размышлений о нашем непростом мире. Заглянуть внутрь героев, обитателей сумасшедшего дома. Не является ли их внутреннее безумие отражением того внешнего хаоса, который творится в мире? Пускай нормы и парадигмы времен Высоцкого давно уже сменили наши, современные – это еще больше подчеркивает их зыбкость и непостоянство. Среди всего этого создатели будут оголять то важное и ценное, что не зависит от постулатов времени, политического строя и религиозных воззрений. Правду, которая защищает от огня, делает воду живой, а душу человечной. Возможно, иногда «сумасшествие» – единственный путь к свободе. И так ли оно тогда абсурдно? 


«Небо этого дня» 


Спектакль, начинающийся на железнодорожном вокзале, Высоцкий-драматург, то ли лошади, то ли дельфины на импровизированной сцене – однако грань снова не пройдена. «ВелесО» продолжает оставаться, в первую очередь, драматическим театром, несмотря на отсутствие привычных театральных постоянных. Новый спектакль дает понять, что случайных высказываний здесь не будет. Каждое «слово» будет нести в себе частицу того мироощущения, которыми живут создатель театра «ВелесО» и люди к нему причастные. Как там было в одном из стихотворений Владимира Семеновича? «Некий чудак и поныне за Правду воюет» …

Елена Кавлак



 

Рекомендуем

Нобелевская премия. Борьба за открытия
Олег Павлович Табаков. Актер на века
Лекционный проект «Мы проводили вечер на даче»
Бесплатная театральная школа "Старое зеркало" на Новом Арбате
Кино. Премьера. "Высотка"
Лидия Федосеева-Шукшина. Одна жизнь на двоих
Поэзия — это штука личная. Интервью с Андреем Орловским
Смысловая легкость в иллюстрациях французской художницы Софи Гриотто
"О мышах и людях" Джона Стейнбека. "Только книжки не помогают. Человеку нужно, чтобы кто-то живой был рядом"
Фестиваль «Зимние Грезы». Закрытие