Партнеры Живи добром

Бухгалтерия по-американски ("Расплата" реж. Гэвин О'Коннор)


"Расплата"


27 октября в российский прокат выходит фильм Гэвина О’Коннора «Расплата» с Беном Афллеком в главной роли. Главный герой картины Кристиан Вульф работает бухгалтером (собственно так фильм и называется – «The Accountant») в небольшой конторе на окраине Чикаго. Еще он аутист и испытывает большие проблемы в общении с людьми. Зато специалист хороший. Кристиан совсем не такой простой, каким кажется на первый взгляд (хотя простым он тоже не кажется, просто очень странным). Еще в детстве, когда родители привели его в центр для детей, страдающих аутизмом, врач  заметил, что мальчик – скорее одаренный, чем ограниченный. Кристиан Вульф не просто бухгалтер, а гений расчетов. По совету одного старого знакомого в исполнении Джеффри Тэмбора он использует свои "почти паранормальные" способности, разгребая черную бухгалтерию и сводя дебет с кредитом для главарей мафии, проворовавшихся финансовых воротил и прочих могущественных злодеев. И за это, а также за молчание, они щедро ему платят (например, оригиналом картины Джексона Поллока). Кстати, у Кристиана Вульфа много общего с персонажем «Золотого телёнка» Александром Корейко – оба подпольные миллионеры, оба обладают способностью быстро перемножать в уме большие числа, и оба не слишком жизнерадостны. Может сценарист Билл Дюбюк вдохновлялся романом Ильфа и Петрова?

У бухгалтера  много общего и с Бэтменом, которого теперь тоже играет Аффлек. Манера ведения боя, безусловно, объединяет Уэйна и Вульфа. Отец, понимая, что из-за своих особенностей сын всегда будет изгоем, учил его (и его брата) постоять за себя, используя навыки профессионального военного. Работавшие на картине в качестве постановщиков трюков Фернандо Чен и Сэм Харгрейв обучили Бена Аффлека малоизвестной индонезийсой борьбе силат, дзюдо и джиу-джитсу. Вульф молниеносно реагирует на ситуацию, просчитывает в уме ходы, и с минимальными затратами энергии и максимально незаметно устраняет противника.  Еще у него есть своя бэт-пещера – дом на колесах, под завязку набитый всевозможным  оружием и деньгами и своя Барбара Гордон, всевидящий и всезнающий голос по телефону.  Фанатам DC Comics стоит внимательно поискать отсылки к киновселенной комиксов. Вероятно, что кроме первого выпуска комикса про Супермена в кадре и считалочки про Соломона Гранди в картине есть что-то еще.

Вот такую удивительную смесь из Корейко, Бэтмена и вдобавок ко всему Юрия Деточкина удалось воплотить на экране Бену Аффлеку. Аффлек, будучи замечательным актером, представляется не очень эмоциональным человеком. Дэвид Финчер понял, что нашел идеального актера на роль в «Исчезнувшей», когда посмотрел фото Бена в интернете и увидел на его лице странную и неоднозначную улыбку, которая потом появится на фото рядом с плакатом пропавшей жены героя. Может быть,  актер и в реальной жизни испытывает затруднения в общении с людьми? Уж очень правдоподобно он изображает в фильмах персонажей с проблемами в коммуникации. Так правдоподобно, что когда на экране появляется открытая и общительная Анна Кендрик, то и зрителю вместе с Кристианом Вульфом становится некомфортно и хочется, чтобы она поскорее ушла и оставила нас в покое. Часто нестандартная реакция Вулфа и его прямолинейность, неспособность отличить сарказм, иронию, грусть в голосе вызывают смех в зале, например, когда после кровавой разборки с убийцами, Аффлек-Вульф улыбается своей фирменной нелепой улыбкой и машет рукой в знак прощания наблюдавшей за этим пожилой паре знакомых фермеров.

Актерский состав картины впечатляет. Обладатель «Оскра» Дж. К. Симмонс («Одержимость», «Человек-паук») играет типичного для него героя, то есть властного и резкого начальника (правда, он тоже окажется не совсем тем, кем казался, в хорошем смысле), Джон Бернтал («Ярость», «Волк с Уолл-стрит») в роли наемного убийцы, который устраняет дыры в бухгалтерии, путем ликвидации свидетелей, Анна Кендрик, в роли эмоционального бухгалтера и Джэффри Тэмбор и Джон Литгоу в небольших, но запоминающихся ролях.

 Достоинство картины еще и в том, что она представляет уникальный сплав различных жанров. По мере продвижения сюжета меняются и жанры: это и драма о гениальном аутисте в духе «Игры разума», и драма о финансовых махинациях в стиле «Уолл Стрит» (во всяком случае, так же как и в фильме Оливера Стоуна поток непонятной неподготовленному человеку информации и терминов из сферы аудита воспринимается очень легко, и зритель не чувствует себя некомфортно), и боевик, и детективное расследование, и даже немного комедия. Все это очень захватывает, но заканчивается достаточно обстоятельной, утомительной  расстановкой точек над «i» и приторным хэппи эндом (этот счастливый конец сильно испортил впечатление от просмотра). Так что завязка здесь определенно увлекательней развязки.

Стоит ли смотреть «Расплату»? Представьте, как Джон Нэш стреляет врагам в голову из крупнокалиберной снайперской винтовки, и сделайте выбор.


"Расплата"


Михаил Мосягин



 

Рекомендуем

Да здравствует король! («Черная Пантера», реж. Райан Куглер)
VII Международный фестиваль-форум «Пространство режиссуры»
Изобретение Берлинера
Фильм недели. «Последняя сказка Риты»
Утиная охота («Падение», реж. Вигго Мортенсен)
Русский Уайльд. Игорь Северянин
Кино. Премьера. "Чистое искусство"
Трезвым быть вредно («Ещё по одной», реж. Томас Винтерберг)
Итальянский комиссар Микеле Плачидо
"Я столько раз пытался завязать с режиссурой". Мастер-класс Виталия Поплавского