Партнеры Живи добром

Монстры на каникулах («Лука», реж. Энрико Касароса)


"Лука". Источник: Disney/Pixar


Что ни говори, а маленький городок Портороссо на итальянской Ривьере — лучшее место на свете. На каждом углу продают мороженое, по старым мощёным улочкам, над которыми развешано сохнущее белье, так здорово и весело кататься на чём-нибудь двухколёсном; да что говорить — каждый год тут проходит, может быть, самый весёлый во всей Италии триатлон: сплавать туда-обратно по заливу, залпом съесть целую тарелку пасты с горкой — и скорей, скорей! — взлететь на велосипеде на верхушку соседнего холма и оттуда с ветром в ушах вниз с горыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыы!


Единственное, что немного омрачает эту абсолютную летнюю идиллию, так это мрачноватый местный фольклор. Жители Портороссо все как один подвержены предрассудкам и до сих пор верят в монстров со дна лагуны. Говорят, на днях даже видели одного, а ещё было нечёткое фото в газете. Словом, будьте начеку, эти самые чешуйчатые и мокрые подводные создания могут прятаться за углом — они вообще ближе, чем кажется!

Источник: Disney/Pixar


А вот то, что можно сказать наверняка: новый мультфильм Pixar совсем не нуждается в каких бы то ни было «взрослых» рецензиях. В принципе, если коротко, главное, что нужно о нём знать: это идеальное летнее зрелище. И лето здесь не просто фон для истории, это «состояние души», если пользоваться словами режиссёра Энрико Касароса. Дебютанта в полном метре и автора чудной короткометражки La Luna (2011), от которой в «Луке» и несколько типажей, и волшебные вставки с воображаемыми полётами к звёздам, и, собственно, сама огромная луна, нависающая над Портороссо по ночам. Сам Касароса, естественно, итальянец, а вся история, конечно же, автобиографична — ведь анимационный городок сильно смахивает на Геную, откуда автор «Луки» родом. А ещё больше напоминает другие маленькие городки на лигурийском побережье, вроде Монтероссо-аль-Маре и ему подобных.

"Лука". Источник: Disney/Pixar


Словом, это и вправду дивный сказочный мир детства и универсальной ретро-ностальгии, где солнце — это гигантская рыба, а персонажи то и дело разбавляют свою речь смешными восклицаниями «Санта Моцарелла!» или «Санта Горгонзола!». Конечно, если смотреть «взрослыми» глазами, то «Лука» не обходится без гламурной лакировки действительности и осознанного эксплуатирования самых расхожих стереотипов об Италии — но боже мой, ведь это детский мультфильм, да ещё и дебют, так что незачем здесь придираться. Тем более, что от компьютерной анимации так и веет чем-то живым, мягким и тёплым. Портороссо — объёмная открытка, в которую можно погрузиться с головой, и нет ничего плохого в том, что эта голова принадлежит не коренному итальянцу, а легкомысленному туристу, заехавшему сюда на недельку летом.


И всё-таки, хотя бы на чуть-чуть, можно запросто ощутить себя самым настоящим морским монстром по имени Лука, которому так хочется оказаться на поверхности, где всё гораздо лучше, чем под водой. Как минимум, на берегу ждёт лучший друг и пример для подражания Альберто (тоже монстр), который такой храбрый, умный, изобретательный и в отличие от тебя, кажется, вообще ничего не боится.  Ну и конечно, предел всех возможных мечтаний — благословенная Vespa, сияющий всеми красками радуги мопед. Как тут устоять и не убежать со дна? Особенно, когда целыми днями вынужден пасти на подводных пастбищах стада бестолковых овечек-барабулек, и скучные родители без конца твердят, что на поверхности опасно, туда нельзя, даже думать об этом забудь. А ещё хотят за непослушание сослать к стрёмному прозрачному дяде на самую глубину! Окажется, что на самом деле родные монстры скрывают от большеглазого Луки главное: стоит только высунуться на сушу и стряхнуть с себя морскую влагу, как станешь человеком. Поэтому, едва научившись ходить, он бросит самому себе и всему миру вызов, это лето решив провести в теле двуногого мальчика.


"Лука". Источник: Disney/Pixar


Этот излюбленный пиксаровский перевёртыш: добавить в какую-нибудь обыкновенную историю взросления немного волшебства и взглянуть на привычный сюжет с противоположной точки зрения, сменив минус на плюс  — в «Луке» работает отлично. Если же пытаться описать его через фильмографию Pixar, то новый фильм окажется где-то между недавним «Вперёд» (приключения двух мальчиков) и «В поисках Немо» (побег от родных и мир моря) с очевидным парафразом диснеевской «Русалочки». Самой же неожиданной параллелью, уже для условных взрослых, будет «Назови меня своим именем» Луки Гуаданьино, по крайней мере хотя бы в общих чертах. «Лука», само собой, обходится без чувственной истории однополой любви (хотя намёки на невинный романтический сюжет здесь есть), но в остальном, от места действия до катания на великах и общей пленительной атмосферы итальянского лета между ними действительно много общего. Идею сравнивать мультфильма с фильмами категории 12+ и выше подкидывают сами аниматоры: на стенах Портороссо можно заметить постеры «Дороги» Феллини и «Римских каникул», классических лент 50-х (они и позволяют датировать время действия). Да и вообще тут много взрослых пасхалок вроде яхты «Джельсомино» или бдительного урчащего кота по кличке Макиавелли, который вот просто напрашивается быть растащенным на мемы и гифки.


"Лука". Источник: Disney/Pixar


Но всё это, опять же, не главное — куда важнее, что у предельно простого и бесхитростного сюжета (это совсем не «Душа» или «Головоломка» и ни разу не «Тайна Коко») тоже есть двойное дно. Как обычно бывает у Pixar, в обёртку детского мультика завернута история о принятии себя, своей непохожести на окружающих и вообще — принятии всех тех, кто не вписывается в общепринятые расовые, гендерные или ещё какие-нибудь нормы. И очаровательно бойкая девочка Джулия, ведущая себя как мальчик, и её харизматичный и обманчиво грозный однорукий папа-рыбак, и даже Эрколе, самый противный и надменный подросток городка, встающий на пути у Луки и Альберто — все они, каждый по-своему, наглядно воплощают эти довольно очевидные идеи, которые всегда не лишним будет повторить. Но прежде стоит заглушить в голове рациональный голос по имени Бруно, крикнув «Silentio!» и, не думая сигануть на велике с крутого спуска. Ведь лето не где-то там, оно прямо здесь и сейчас. И, увы, имеет печальное свойство быстро заканчиваться, даже в прекрасном Портороссо.



«Лука» — во всех кинотеатрах с 17 июня.


Иван Цуркан


 

Рекомендуем

В ад и обратно («Суспирия» реж. Лука Гуаданьино)
«Я шагаю по Москве» на кинофестивале в Венеции
Марлен Дитрих: «Истинная женщина не волнуется — волнует»
«Стойкий оловянный солдатик»
«Я Пушкина через Урал пронес, я с Пушкиным шатался по окопам». Эдуард Багрицкий
Жанна Д’Арк. Легенда, воплощённая в искусстве
Очарование Средневековья. Гид по центру Таллина
Закрытие фестиваля "Crescendo"
Витязь в большом городе ("Последний богатырь" реж. Дмитрий Дьяченко)
Анна Герман: Жизнь без репетиций