Партнеры Живи добром

В джазе только тело («Душа», реж. Пит Доктер)


"Душа". Источник: Walt Disney/Pixar


Знакомьтесь: Джо Гарднер, обыкновенный школьный учитель музыки средних лет и, по большому счёту, неудачник. Но сегодня у Джо большой день, о котором он мечтал всю свою жизнь, ведь наконец-то сбылась его главная мечта: Джо взяли пианистом в квартет, и вечером ему предстоит впервые выступить на настоящей сцене! В восторге от случившегося, в счастливом предвкушении новой жизни, он идёт по залитым солнцем улицам Нью-Йорка, делясь радостными новостями по телефону, и ... умирает.


Вся завязка «Души»  укладывается примерно в десять минут – и ровно в тот момент, когда главный герой (впервые в истории мейнстримной анимации – темнокожий протагонист!), провалившись в канализационный люк, начинает стремительно падать в геометрическую черноту с разнообразными вибрирующими узорами, а зритель открывает рот в недоумении, на экране остроумно возникает титр «Disney Presents». Но дело тут, конечно, не в Disney, а в Pixar – начиная смотреть любой из их мультфильмов, лучше быть готовым ко всему и ничему не удивляться. Студия, сама установившая планку зрительских ожиданий так высоко, что от каждого их нового проекта мы ждём как минимум шедевр, снова с легкостью её преодолевает и не изменяет себе. Хотя – казалось бы, ну что ещё можно придумать после  «Головоломки», где основное действие умещалось в человеческой голове, или «Тайны Коко», где большинство персонажей были жителями загробного мира? Но нет, получите, распишитесь. Как насчёт мультфильма о смысле жизни и странствиях души на том свете?


7.jpg



Поэтому первое, что стоит понимать о «
Душе» – это то, что на этот раз Пит Доктер, создатель «Головоломки», «Корпорации монстров» и того самого мультфильма с улетающим на шариках домом, снял фильм для и про взрослых. С довольно непредсказуемым сюжетом, большим количеством насыщенных диалогов и совершенно недетским экзистенциальным конфликтом в центре всего. Ведь главный герой «Души», помимо всего прочего, делает выбор между призванием и стабильностью, а попав на тот свет, вообще задаётся вопросом осмысленности своего земного существования. Смысловое ядро мультфильма – тема наставничества и передачи жизненного опыта другому; жизнь после смерти выглядит как гигантский эскалатор посреди чёрного космоса, уносящий толпы очаровательных сине-зеленых человечков к белой пустоте; анимация варьируется в диапазоне от привычного для Pixar фотореализма (сцены в Нью-Йорке а-ля Вуди Аллен) до двухмерных контурных геометрических абстракций в духе Пикассо и Миро (тот свет).


"Душа". Источник: Walt Disney/Pixar



Так что, скорее всего, даже самым продвинутым детям будет сложно разобраться в общем посыле мультфильма, считать все отсылки и соотнести себя с пианистом, испытывающим кризис среднего возраста. Но опять же – Pixar не были бы главной и лучшей анимационной студией планеты, если бы не думали о детях. Для детей (и для ребенка, сидящего в каждом взрослом) здесь есть 22-я – непокорная, бунтующая и просто-напросто хулиганская душа, которая не хочет отправляться на Землю. Почти за весь юмор и чистое веселье (впрочем, тоже с примесью экзистенциальной горечи) здесь отвечает она. Н
апример, по вине 22-й, главному герою на какое-то время придётся поменяться телами с очаровательным котом. И так уж выходит, что Джо Гарднеру приходится взять над ней шефство! Имейте в виду: Коперник, Эйнштейн и мать Тереза не справились.


Тот свет в «Душе» – это вообще что-то во всех смыслах запредельное. Не привычные Рай или Ад, даже не Чистилище, а некая смесь буддизма, христианства и даже, кажется, древнеегипетских верований. Здесь есть «Великое До», то есть мир до жизни, где формируются человеческие души перед отправкой на Землю (щепотка таланта, интроверт, стеснительный, перемешать, готово) и есть «Великое После» – собственно, тот самый эскалатор к вечному сиянию, где на вселенских счётах ведётся учёт прибывающих душ. «Великое До» – неосязаемый мир, где даже у пиццы нет вкуса и запаха, зато здесь о тебе позаботятся наставники, способные принимать любые обличья; словом, вместилище чистой абстрактной материи, что-то вроде «райского детского сада». Никакая не «Божественная комедия», а скорее «Синяя птица» Метерлинка – по крайней мере, навскидку только там можно припомнить что-то подобное. 



"Душа". Источник: Walt Disney/Pixar



Но витая в эмпиреях, не стоит забывать о бренной оболочке. Пока душа Джо Гарднера осваивает новые горизонты познания себя, его тело – спойлер! – находится 
«в режиме ожидания». И у Джо всё ещё есть шанс вернуться в него. Ведь он музыкант, а с музыкой путешествовать по астралу легче всего (привет всем хиппи). Да, «Душа» – ещё и фильм о стихии музыки, наглядно показывающий что такое джазовая импровизация, и для чего люди вообще поют и осваивают инструменты. В нескольких моментах монтаж музыкальных сцен вообще можно сравнить с «Одержимостью» Шазелла, а это, в общем-то, лучший комплимент. Добавьте к этому отличный саундтрек от композиторов финчеровского «Манка» Трента Резнора и Аттикуса Росса (джаз в земных сценах и вибрирующий техно-бит в неземных) – и пазл сложится. 



"Душа". Источник: Walt Disney/Pixar



Одним словом, можно до бесконечности перечислять достоинства «
Души» и вспоминать остроумные цитаты и реплики её героев. Ведь Доктер и его команда позволяют себе то подмигнуть Миядзаки, то вообще напрямую процитировать «Быть Джоном Малковичем» Чарли Кауфмана (вот кто запросто мог бы написать сценарий для следующего мультфильма Pixar). Можно просто соглашаться с утверждением, что жизнь на Земле предназначена для того, чтобы раздавить бессмертную человеческую душу и не удивляться, узнав, что на том свете, оказывается, тоже может быть ребрендинг. Можно испытывать чистый взрослый интеллектуальный восторг или по-детски радоваться, когда главный антагонист окажется не таким уж злодейским, получив то, чего хочет (спойлер: всего лишь вселенского порядка). Вариантов множество. Но, конечно, очень хотелось бы жить там, где тебе предоставляют второй шанс, а случайные вещи в кармане способны дать пропуск в иной мир и помочь спасти чью-то заблудшую душу. Главное – не путайте искру жизни со смыслом жизни и своим в ней предназначением. И тогда, кажется, всё и правда будет хорошо.  

 


«Душа» – в кино с 21 января.


Иван Цуркан


 

Рекомендуем

UNPLUGGED от СПЛИН
Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки
Начало всех начал («Довод», реж. Кристофер Нолан)
Пять граней Гранина
Постскриптум («Аббатство Даунтон» реж. Майкл Энглер)
Властитель народных сердец
Евгений Гришковец приглашает к соавторству
Пласидо Доминго: «Я не могу прожить без музыки ни дня»
Хранитель русской культуры, народный художник - Илья Глазунов
Ярмарка – храм живой книги