Партнеры Живи добром

Мир Говарда Лавкрафта


Говард Филлипс Лавкрафт родился 20 августа 1890 года в Провиденсе (США), а умер в 1937 году, завещав миру целую Вселенную. Создатель космического и сверхъестественного ужаса вырос в благодатных для своего творчества условиях. Когда Говарду исполнилось два года, его отца Уинфилда поместили в психлечебницу,  спустя 7 лет папы не стало. Сара- мать Говарда, после долгой депрессии попала в ту же лечебницу, что и муж. Там она скончалась в 1921 году.

Уже в 14 лет Говард Филлипс Лавкрафт пишет свой первый загадочный рассказ «Зверь в пещере».  Интерес к литературе сформировался благодаря дедушке Уипплу, а точнее его самой большой библиотеке в городе.

Нервный срыв, порожденный смертью близких, не дал Говарду окончить школу и создал его литературный почерк.


Мир Говарда Лавкрафта


В 1919-1923 гг. вышло более 40 рассказов Лавкрафта. Однако денег и признания это ему не принесло. Он печатался в «Странных историях» («WeirdTales») – дешевом массовом журнале, который публиковал фантастику, а также сенсационные и скандальные материалы. Всю жизнь Говард редактировал тексты начинающих писателей, был «литературным негром».

После непродолжительной семейной жизни с Соней  Грин писатель возвращается в Провиденс и живет до 1933 года в деревянном доме по адресу Барнс-стрит, 10. В этот период Говард путешествует, переписывается с друзьями, пишет свои самые значительные произведения.

Во многих своих статьях, в том числе в эссе «Сверхъестественный ужас в литературе», Лавкрафт неоднократно подчеркивал, что страх – это самое древнее и сильное чувство, на которое способен человек. Поскольку сам он был личностью с подвижной психикой, тема препарирования страха стала лейтмотивом его творчества. Значительная часть произведений Говарда Лавкрафта посвящена встрече людей с так называемым «неведомым», древним, неописуемым, как правило, имеющим божественную природу. Нередко объединенные этой темой произведения называют «Мифами Ктулху», поскольку в основе сверхъестественной составляющей  любого из подобных произведений лежит действительно проработанная общая мифология.


Мир Говарда Лавкрафта


Грани между божественным и чудовищным в произведениях Лавкрафта практически нет. Да, у того же Ктулху есть свой культ, ему поклоняются, но культ этот не столько хтонический, сколько полностью чуждый людям. Само поклонение Ктулху и ему подобным делает из человека какое-то иное существо, с иной системой ценностей, приоритетов, совершенно непонятной для нормальных людей. Знаковые повести Лавкрафта – «Хребты безумия», «Морок над Иннсмутом» и некоторые другие, - только лишний раз подчеркивают его личный страх перед неизвестностью, поскольку любые исследования, описанные автором, будь то космос, вечная мерзлота или океанские глубины оборачиваются гибелью или безумием.


Мир Говарда Лавкрафта


Вот что пишет о своих «чудовищах» Лавкрафт: «Во тьме, возможно, таятся разумные сущности и, возможно, таятся сущности вне пределов всякого разумения. Это не ведьмы или колдуны, не призраки или гоблины, когда-то пугавшие примитивную цивилизацию, но сущности бесконечно более могущественные».

По мнению исследователей, Говард Лавкрафт был консерватором и атеистом. Он жил во время Великой депрессии. Опустошенные городки вроде Иннсмута, в котором жители почти потеряли человечность, свое «Я» - такого будущего боялись американцы. В творчестве Говарда Филлипса Лавкрафта кристаллизовались страхи писателя и всей американской нации.

Всю жизнь он нуждался в деньгах. Литературное творчество не принесло больших наград, он недоедал. Как это часто бывает, слава пришла к нему уже после смерти. 



Анна Хайрова




 

Рекомендуем

Смысловая легкость в иллюстрациях французской художницы Софи Гриотто
Некоммерческий социальный проект #ВРЕМЯЖИТЬВРОССИИ
Лети, Дамбо, лети ("Дамбо" реж. Тим Бертон)
«Мой ковчег» выставка благотворительного фонда "Подари жизнь"
Не буди лихо ("Мумия" реж. Алекс Куртцман)
"Лучшее еще впереди", - Александр Макаров
Сидни Шелдон. Завтра уже наступило
Кино. Классика. И. Бергман «Час волка».
"Мой секрет в одержимости!" Интервью с Виктором Сухоруковым
Черешневый лес. «Эдвард Мунк»