Партнеры Живи добром

Утиная охота («Падение», реж. Вигго Мортенсен)


"Падение". Источник: Парадиз


На первый взгляд, у американца средних лет Джона Питерсона (Вигго Мортенсен) всё прекрасно. У него есть просторный дом в спальном районе Лос-Анджелеса. Престижная работа авиапилота (не зря заканчивал лётное училище и служил в ВВС, ему очень идут форма и тёмные очки). Чудесная маленькая дочка, с которой он может поговорить на испанском. Любящий, заботливый и понимающий муж Эрик (Терри Чен), работающий медбратом. Казалось бы, чего ещё можно желать от жизни? Но есть одно «но»: главный герой этого фильма – вовсе не Джон, а его отец Уиллис. И Уиллис является полной противоположностью своего сына буквально во всём. Так как он очень стар и вот-вот превратится в беспомощного невменяемого старика, Джон забирает отца с фермы где-то в глубинке, чтобы купить ему новый дом и поселить рядом с собой в Калифорнии. А эта идея Уиллису совсем не по душе, ведь уже много лет он живёт один в своём привычном, законсервированном где-то в пятидесятых мире, считая всех мужчин младше себя «педиками», а женщин – «шлюхами». Ясное дело, с таким человеком будет непросто. И то, что Джон – открытый гей, живущий в браке с другим мужчиной, только подливает масла в огонь.


"Падение". Источник: Парадиз


К чести Вигго Мортенсена, который в «Падении» выступил сразу как актёр, продюсер, автор сценария, композитор и режиссёр (это его дебют), тема гомосексуальности его героя не становится центральной и ни разу не педалируется – она подаётся как норма. Это кино про другое и о другом, а сексуальная ориентация Джона – не более чем важный штрих к его портрету, заостряющий их разницу с Уиллисом. Потому что Уиллис – не просто невыносимый ворчливый старик, он – осколок той самой старой Америки (и вообще – консервативной системы ценностей), которая обречена уйти в прошлое. Человек старой закалки, не принимающий другую точку зрения на мир и не позволяющий никому, даже своим родным, в его присутствии быть собой. Кажется, в этом мире Уиллис умеет любить только своих лошадей, а ещё черно-белые вестерны с Джоном Уэйном (на фоне телевизионной дуэли и развернётся одна из его схваток с сыном).

"Падение". Источник: Парадиз


Естественно, за поведением такого противоречивого персонажа наблюдать гораздо интереснее, чем за действиями правильного и глубоко положительного Джона. Мортенсен-режиссёр прекрасно понимает это, поэтому Мортенсен-актёр намеренно отступает на второй план. Тем забавней кажется тот факт, что, по слухам, деньги на съёмки фильма нашлись только при условии, что звезда «Зеленой Книги» и «Властелина колец» сам сыграет в нём главную роль. А благодаря выдающемуся, целиком построенному на нюансах перформансу Лэнса Хенриксена (когда-то давно его можно было увидеть в «Чужих» Джеймса Кэмерона) Уиллис окончательно становится краеугольным камнем «Падения». По большому счёту, именно на нём и держится вся эта камерная семейная драма.

Сценарий целиком и полностью следует за воспоминаниями Уиллиса, а так как он уже не способен отличить прошлое от настоящего, то и весь фильм постоянно проваливается в его ненадёжную память. Временные потоки перемешиваются между собой (иногда это происходит даже слишком буквально), и – будем честны – не все эти многочисленные флэшбеки жизненно необходимы повествованию. Однако благодаря свободному ассоциативному монтажу это всё же выглядит интересно и нескучно. Конечно, порой Мортенсен и его оператор Марсель Зискинд откровенно перебарщивают с красивыми открыточными перебивками вроде гусениц, птичек и травинок, но даже эти сентиментальные штампы не выглядят совсем уж безвкусно, хотя и могут несколько ослабить общее впечатление.

"Падение". Источник: Парадиз


Но в основе «Падения» всё-таки честная и пугающе наглядная хроника распада личности, до последнего не способной смириться с неизбежным поражением в войне со смертью и с тем, что мир вокруг неё давно изменился. Разговоры Уиллиса с сыном, в которых каждый гнёт свою линию (прекрасно прописанные реплики героев – ещё одна сильная сторона фильма) неизбежно превращаются или в бесконечные потоки оскорблений с его стороны, или в бессмысленный обмен упреками, когда никто никого не слышит. У сына явно накопилось немало претензий к отцу, начиная с методов воспитания (когда Джон был подростком, Уиллис в ответ на непослушание обычно просто ударял кулаком по столу) и заканчивая его потребительским и эгоистичным отношением к матери Джона.

Молодого Уиллиса в прошлом играет феноменально похожий на Мортенсена Сверрир Гуднасон, а его жену – чудесная Ханна Гросс. Кастинг в фильме – вообще предмет отдельной похвалы (он действительно отличный), и во всём, что касается работы с актёрами, Мортенсену-режиссёру можно ставить уверенную пятёрку. Кроме того, и так сильный актёрский ансамбль укомплектован Лорой Линни, исполняющей роль младшей сестры Джона, и самим Дэвидом Кроненбергом (!), который в одном из эпизодов изображает врача-проктолога, делающего Уиллису крайне болезненную процедуру.


"Падение". Источник: Парадиз


«Прости, что привел тебя в этот мир, чтобы ты умер» – первое, что говорит отец своему новорожденному сыну. После этой фразы уже можно не удивляться тому, что милый светловолосый ребенок, подстрелив на охоте утку, сперва захочет принять с ней ванну, а потом возьмёт к себе в кровать как игрушку. Мы сами призываем смерть и несчастья на свою голову, и всю жизнь они сопровождают нас. Вся прямолинейная сентиментальность и отчаянно классическая старомодность «Падения» с лихвой искупаются вот такими вот выразительными деталями и небанальными метафорами. Для Вигго Мортенсена это и вправду что-то очень личное – неслучайно фильм посвящен его родителям (хотя в интервью он подчеркивает, что это только авторская фантазия на тему семейных отношений, и автобиографического в ней не так уж много).

В конце концов, что поделать, если смерть всесильна. Но такие как Уиллис всё равно уходят непобеждёнными. И если для кого-то рай – это милые кудрявые ангелочки посреди облаков, то для других – обнажённая женщина в позе наездницы на фоне холодного звёздного неба. Как известно, каждому своё, и все люди видят мир по-разному. Если «Падение» в чём-то и может убедить, то именно в правдивости этой банальной истины.


«Падение» – в кино с 8 октября.


Иван Цуркан


 

Рекомендуем

"Every day is Christmas". Рождественский альбом певицы Sia
Кино. Премьера. "Экипаж"
Вынужденный помощник ("Али, рули" реж. Майк Даус)
Музыка на полотнах Василия Перова
Спектакль «Счастливчики» на сцене Театра имени Ермоловой
Санкт-Петербург. На круги своя
MBFW Russia осень-зима 17/18. Day 3
"Веселые похороны" Перми
Кино. 10 выдающихся фильмов о Джеймсе Бонде
Дамы и господа, внимание! Представляю вам женщину, «сделавшую из американских артисток простых русских баб»!