Партнеры Живи добром

Единственный и неповторимый. Пьеро Мандзони


Чтобы разбираться в концептуальном искусстве, необязательно учиться в художественной школе или штурмовать энциклопедии. Стоит лишь иметь богатую фантазию, которая сама приведет вас к осмыслению увиденного. Объектом такого искусства становится любой предмет или явление, которое вызвало интерес у художника. Одним из экстра неординарных художников концептуального искусства был итальянец Пьеро Мандзони, который за свои 29 лет сумел удивить и шокировать публику своими оригинальными работами.

мандзони расписывает тела.jpg

Мандзони родился 13 июля 1933 года в маленьком городке Италии. Опираясь на творчество Ива Кляйна (одного из основоположников концептуального искусства), Пьеро начал создавать свои неповторимые шедевры. Его первая выставка прошла в Милане, когда ему было всего 23 года. За последующие семь лет своего творчества, Мандзони создал такие творения, которые до сих пор заставляют общественность говорить о них.

Сложно определить какая из работ Мандзони была первой в его карьере. Все началось с экспериментов с вполне обычными материалами и текстурами. Например, скатанные кроличьи шкурки превратились в руках художника в шар и получили вполне логичное название – «Кроличьи шкурки».  В 1958 году он решил заключить свое дыхание в мембраны и создал из них «пневматическую скульптуру», а через два года вышел его проект «Дыхание художника»: Мандзони надул воздушные шары и выдал это за произведение искусства. Также в 1960 году на одной из выставок художник прилюдно сварил яйца, оставил на них свои отпечатки пальцев и предлагал съесть их всем желающим. Говорят, несколько таких произведений до сих пор целы и невредимы.

яйца Мандзони.jpg

А теперь представьте себе, какую бы скульптуру вы придумали к названию «Основание мира»? Мандзони не стал изощряться и придумывать сложные постаменты, а лишь создал прямоугольник из стали и бронзы с надписью «Основание мира», который и держал всю Землю. В 1959 году художник начал реализовать свой большой проект под названием «Линии». Он представил миру черные тубусы с датой и именем художника, внутри которых хранились листы бумаги. На каждом листе была нарисована черная линия определенной длины и толщины. Таких тубусов было 68, один из которых он открыл и показал миру на выставке в Милане. Но в 1960 году уже на другой выставке Мандзони заявил, что некоторые его работы ни в коем случае не должны раскрываться, оставаясь загадкой навечно. Следующий проект «Линия исключительной длины» представляла собой рулон технической газетной бумаги с одной линией длиной в 7 200 м, остальные линии были напечатаны позже, и имели длину в 1 000 м и 1 140 м. Какую главную мысль хотел донести Мандзони своими «Линиями»? Оказывается, он планировал напечатать множество таких линий и разместить их в разных галереях мира, чтобы длина одной развертки «доходила» до следующей линии в другом городе, и таким образом опоясывала весь мир. Но, к сожалению, ранняя смерть художника не дала осуществиться оригинальному проекту.

дерьмо художника.jpg

Пожалуй, самым неоднозначным и неординарным творением от Пьеро Мандзони стал его проект «Дерьмо художника». В 1961 году Мандзони поместил свои фекалии в 90 жестяных баночек и запечатал их, пронумеровал и оставил свою подпись, добавив надпись на четырех языках – «Дерьмо художника». Мандзони очень быстро продал все баночки по цене....золота! Все творения художника находились в разных местах: от частных коллекций до знаменитых галерей. Последний раз одно из таких творений было продано в 2008 году за 97 250 фунтов, что при нынешней стоимости в сто раз дороже золота.  Ходят слухи, что несколько таких баночек взорвались, но владельцы этих экспонатов хранят тайну о его содержимом. Ведь как завещал сам Мандзони, его работы должны оставаться загадкой. Также существует мнение, что внутри банок находится обычный гипс. Но никто за 55 лет и не подумал вскрыть свои баночки, ведь тогда это перестанет считаться произведением искусства.

Что же хотел сказать нам Пьеро Мандзони своими творениями? Он объяснил, что привлекает внимание к доверчивости людей, которые покупают произведения искусства. «Всем этим миланским буржуазным свиньям нравится только дерьмо...». Вот так один из известных представителей концептуального искусства смог оставить след в истории своей таинственностью, нетривиальностью, и, конечно же, талантом.


Римма Бадыкшанова




 

Рекомендуем

The Doors: последний свободный вздох Америки
«Улица» дружбе не помеха ("Середина 90-х" реж. Джона Хилл)
Сто лет одиночества гения
Кино. Премьера. «СуперБобровы»
KSENIASERAYA / осень-зима 18/19
Так ли часто в наши дни достоинство – мерило поступков?
День 1. Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Очарование Средневековья. Гид по центру Таллина
Под Мухой («Жвалы», реж. Кантен Дюпьё)
Выставка «Коллекция Морозова. Русская живопись XIX-XX веков из частного собрания»