Партнеры Живи добром

Единственный и неповторимый. Пьеро Мандзони


Чтобы разбираться в концептуальном искусстве, необязательно учиться в художественной школе или штурмовать энциклопедии. Стоит лишь иметь богатую фантазию, которая сама приведет вас к осмыслению увиденного. Объектом такого искусства становится любой предмет или явление, которое вызвало интерес у художника. Одним из экстра неординарных художников концептуального искусства был итальянец Пьеро Мандзони, который за свои 29 лет сумел удивить и шокировать публику своими оригинальными работами.

мандзони расписывает тела.jpg

Мандзони родился 13 июля 1933 года в маленьком городке Италии. Опираясь на творчество Ива Кляйна (одного из основоположников концептуального искусства), Пьеро начал создавать свои неповторимые шедевры. Его первая выставка прошла в Милане, когда ему было всего 23 года. За последующие семь лет своего творчества, Мандзони создал такие творения, которые до сих пор заставляют общественность говорить о них.

Сложно определить какая из работ Мандзони была первой в его карьере. Все началось с экспериментов с вполне обычными материалами и текстурами. Например, скатанные кроличьи шкурки превратились в руках художника в шар и получили вполне логичное название – «Кроличьи шкурки».  В 1958 году он решил заключить свое дыхание в мембраны и создал из них «пневматическую скульптуру», а через два года вышел его проект «Дыхание художника»: Мандзони надул воздушные шары и выдал это за произведение искусства. Также в 1960 году на одной из выставок художник прилюдно сварил яйца, оставил на них свои отпечатки пальцев и предлагал съесть их всем желающим. Говорят, несколько таких произведений до сих пор целы и невредимы.

яйца Мандзони.jpg

А теперь представьте себе, какую бы скульптуру вы придумали к названию «Основание мира»? Мандзони не стал изощряться и придумывать сложные постаменты, а лишь создал прямоугольник из стали и бронзы с надписью «Основание мира», который и держал всю Землю. В 1959 году художник начал реализовать свой большой проект под названием «Линии». Он представил миру черные тубусы с датой и именем художника, внутри которых хранились листы бумаги. На каждом листе была нарисована черная линия определенной длины и толщины. Таких тубусов было 68, один из которых он открыл и показал миру на выставке в Милане. Но в 1960 году уже на другой выставке Мандзони заявил, что некоторые его работы ни в коем случае не должны раскрываться, оставаясь загадкой навечно. Следующий проект «Линия исключительной длины» представляла собой рулон технической газетной бумаги с одной линией длиной в 7 200 м, остальные линии были напечатаны позже, и имели длину в 1 000 м и 1 140 м. Какую главную мысль хотел донести Мандзони своими «Линиями»? Оказывается, он планировал напечатать множество таких линий и разместить их в разных галереях мира, чтобы длина одной развертки «доходила» до следующей линии в другом городе, и таким образом опоясывала весь мир. Но, к сожалению, ранняя смерть художника не дала осуществиться оригинальному проекту.

дерьмо художника.jpg

Пожалуй, самым неоднозначным и неординарным творением от Пьеро Мандзони стал его проект «Дерьмо художника». В 1961 году Мандзони поместил свои фекалии в 90 жестяных баночек и запечатал их, пронумеровал и оставил свою подпись, добавив надпись на четырех языках – «Дерьмо художника». Мандзони очень быстро продал все баночки по цене....золота! Все творения художника находились в разных местах: от частных коллекций до знаменитых галерей. Последний раз одно из таких творений было продано в 2008 году за 97 250 фунтов, что при нынешней стоимости в сто раз дороже золота.  Ходят слухи, что несколько таких баночек взорвались, но владельцы этих экспонатов хранят тайну о его содержимом. Ведь как завещал сам Мандзони, его работы должны оставаться загадкой. Также существует мнение, что внутри банок находится обычный гипс. Но никто за 55 лет и не подумал вскрыть свои баночки, ведь тогда это перестанет считаться произведением искусства.

Что же хотел сказать нам Пьеро Мандзони своими творениями? Он объяснил, что привлекает внимание к доверчивости людей, которые покупают произведения искусства. «Всем этим миланским буржуазным свиньям нравится только дерьмо...». Вот так один из известных представителей концептуального искусства смог оставить след в истории своей таинственностью, нетривиальностью, и, конечно же, талантом.


Римма Бадыкшанова




 

Рекомендуем

Выставка «Открытие Херсонеса: первые сто лет археологических исследований (1827-1927)»
По зову океана ("Моана" реж. Рон Клементс, Джон Маскер)
Рукопись Войнича: история неразгаданных строк
«Сезар»: 40 лет на сцене
Осенние открытия в ЦДМ на Лубянке: ротиссерия Chicken Chick, кафе From Rome to Home, студия красоты Next Generation Beauty
Кино. Премьера. "В тихом омуте"
Ушёл из жизни неповторимый Алан Рикман
Болтливые головы («Поступь хаоса», реж. Даг Лайман)
Что? Где? Когда? - Концерты. Июнь
Бросить все и сбежать на край света («Куда ты пропала, Бернадетт?» реж. Ричард Линклейтер)