Партнеры Живи добром

Саврасов – непризнанный, но первый лирик русской живописиси


Алексей Кондратьевич Саврасов. Каждый россиянин знает этого талантливого художника, как минимум, благодаря картине «Грачи прилетели», выставленной в Государственной Третьяковской галерее. «Первый лирик отечественной живописи», – так назвал Саврасова его ученик Исаак Левитан. Однако, восхищаясь картинами живописца, мало кто догадывается, что Саврасов так и не получил своего признания при жизни, более того, в последний путь его провожал лишь Павел Третьяков да швейцар из училища.

саврасов портрет.jpg

Склонность к рисованию, как и у многих художников, проявилась еще в детстве. Юный Алексей целыми днями перерисовывал гуашью картинки из журналов. В 14 лет он поступает в академию живописи на Мясницкой улице. Немногие могут похвастаться тем, что в свои 14?15 лет самостоятельно зарабатывают на жизнь, Саврасов же самостоятельно оплачивал свое обучение, продавая торговцам на Ильинке свои рисунки. Так началась его карьера в качестве художника.

Можно очень долго и подробно рассказывать биографию живописца: о его обучении в училище, знакомстве с Карлом Рабусом и Константине Герце, отношениях с Софьей Карловной Герц, грандиозном успехе художника. Однако в биографиях мало поэтики, лишь сухие факты и даты, мешающие разглядеть души талантливых людей. Мне бы хотелась показать читателю Саврасова-человека. Выдающегося, но при этом оставшегося в забвении.

«Отчего люди не летают так, как птицы?», – эти слова принадлежат главной героине драмы Островского «Гроза». Как и Катерина, Саврасов увидел в Волге нечто великое и прекрасное. Его картины, на которых изображена Царица рек, вызывают смешанные, порой даже непонятные чувства. На одном полотне Волга могучая и непоколебимая, на другом - умиротворенная, на третьем – загадочная. В течение нескольких лет художник приезжал на берега реки, вдохновляясь красотами здешних мест.

грачи прилетели.jpg

Именно в этих местах была создана самая известная картина художника «Грачи прилетели». Однако ошеломительному успеху после написания «Грачей» предшествовала трагедия, разделившая, возможно, жизнь живописца на «до» и «после». Умирает его новорожденная дочь (уже третий умерший ребенок в семье). Тяжело переживая потерю, Саврасов находит утешение лишь в природе. В своей картине художник будто заключил остатки переживаний, они, как и зима, постепенно уходят, позволяя светлому будущему в образе грачей – вестников весны – ворваться в его жизнь, обогрев от холода утраты.

Судьба подарила живописцу небывалый успех, картина «Грачи прилетели» была представлена на первой выставке «Товарищества передвижных художественных выставок», Саврасов же получил публичное признание. Жаль, слава досталась живописцу слишком дорого.

Вскоре в жизни художника наступают кардинальные перемены, его преследуют неудачи: денег не хватает на покупку жилья, все четверо детей умирают в младенчестве, портятся отношения с женой, на новые картины обрушивается шквал обидных критических отзывов. После одного из них Саврасов решил больше не выставляться в Петербурге, а чуть позже и совсем прекратил участвовать в выставках. Не выдержав такого количества ударов судьбы, некогда перспективный художник пристрастился к алкоголю. Через некоторое время он уже скитался по ночлежкам и нищенствовал. Однако, потеряв себя как личность, Саврасов не потерял себя как художник. Он продолжал рисовать все эти тяжелые годы. Его картины все более приобретают мрачный, унылый и тоскливый вид. Глядя на них, ощущаешь безнадежность бытия, вместе с природой увядает жизнь, за черными тучами нет просвета, а улетевшие птицы, как надежда, безвозвратно покинули тебя. 

саврасов гроза.jpg                                                                                                 

«Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле», – это прощальные строки, написанные Левитаном после смерти его любимого учителя. Немало должно было пройти времени, чтобы искусствоведы наконец-то признали художника. Человек, чьи картины при жизни критиковали и высмеивали, лишь после смерти стал по праву одним из родоначальников русского реалистического пейзажа, сумевшего в полной мере передать невыразимую поэтическую красоту обыденных городских и сельских мотивов.

 

 

Анастасия Ромашова

 

 


 

Рекомендуем

67-й Берлинский кинофестиваль
Юбилейный концерт Артема Дервоеда
Марина Неёлова: «Меня везде бросают, я везде несчастная!»
Майя Плисецкая. Лишние слова не нужны
Princesse Angine и оркестр Hermes`Brothers
Пол Ньюман. Провал не остановил его
Застрявшие в прошлом («Т2: Трейнспоттинг», реж. Дэнни Бойл)
Мишель Легран. Живая легенда
Барбара Стэнвик. Танец на удачу
Агния Барто. В ней жила душа ребенка