Партнеры Живи добром

Паоло Трубецкой: «Искусству учиться не нужно»

                                               

Князь Павел Петрович Трубецкой имел сразу двух жён: в России и в Италии, в связи с чем впал в немилость и был выдворен из государства Российского самим императором Александром II вместе с «духом разврата».

От жены в Италии, Ады Винанс, пианистки из Штатов, у князя было трое сыновей, один из которых, Паоло, однажды вернулся на родину отца. Паоло встряхнул консервативную общественность, а заодно вошёл в историю искусства как один из самых оригинальных и талантливых самородков, презиравших общественное мнение.

паоло трубецкой

Ада Винанс была дамой светской, большой любительницей искусства. На их вилле в Италии частенько бывали прославленные художники. Семья была знакома также с известным скульптором Джузеппе Гранди. Именно он первым заметил и оценил ранние работы одного из сыновей Трубецкого — Паоло. Под влиянием старшего брата, художника-декоратора, мальчик с ранних лет пробовал создавать небольшие скульптуры и делал это увлечённо и уверенно.

Паоло не был прилежным учеником. Окончил начальную школу в Милане, после чего учился в технической школе. Занимался дополнительно точными науками, впрочем, без всякого интереса. Князь собирался сделать из сына военного, но, к счастью для Паоло, его мать воспротивилась и отправила одарённое дитя в студию Джузеппе Гранди.

Казалось бы, юноша наконец-то занимался любимым делом. Но и тут Паоло повёл себя странно: начал метаться, переходил из одной студии в другую. То занимался под началом Д. Баркалья, то у Э.Бацарро, а потом и вовсе забросил учёбу.

Буквально за год самостоятельной работы в Италии и удачных выставок в Милане и США Паоло приобрёл популярность среди представителей итальянской богемы. Он начал получать заказы от частных коллекционеров и даже продал кое-что художественному музею.

В конце 80-х годов двадцатого века семья Трубецких разорилась, и Паоло начал сам заботиться о своём материальном положении. Поначалу он бедствовал, писал портреты на заказ, чтобы хоть как-то прокормиться. Наконец, в 90-е он начал участвовать в конкурсах на создание различных памятников по всей Италии. Задания выполнял с блеском, участвовал в выставках.

В Россию мастер приехал в 1897 году по приглашению директора Московского училища живописи, ваяния и зодчества для преподавания скульптуры. Очень скоро Паоло Трубецкой прославился как весьма оригинальный наставник. Он учил студентов технической стороне дела: правильной установке каркаса, способам замешивания глины. А потом просто оставлял их в покое и никак не вмешивался в процесс. Трубецкой говорил: «Это все, что я знаю. Остальное я вижу. Чему же тут я могу научить студента? Я не знаю, как видит он. Он не может видеть, как я».

паоло трубецкой

В свете быстро распространились слухи об экстравагантном «русском итальянце»: говорили, что он – «убеждённый невежда», кичится тем, что не читает книг «ради полной самостоятельности мысли и отношения к жизни», никогда не посещал музеев и принципиально не интересуется работами коллег-скульпторов.

Большой оригинал: его боятся приглашать на обед, так как он тут же пускается в проповеди вегетарианства и портит гостям аппетит рассказами об умерщвлении бедных животных. А еще никогда не создает скульптуры с обнаженных натурщиков, якобы «не умеет». Впрочем, на последнее замечание Трубецкой придумал весьма смелый ответ: создал скульптуру обнаженного Шаляпина, причём удивительно искусно.

Вряд ли Трубецкой специально делал всё, чтобы шокировать публику, скорее, сказывалось европейское воспитание и свободолюбивый характер. Но консервативный свет, хотя и обсуждал «дикаря», не был готов принять его с распростертыми объятиями.

Зато к этому оказался готов Л.Н. Толстой, с которым Трубецкой очень быстро подружился. Толстому было близко вегетарианство Паоло, его любовь к животным, неприятие светских условностей и прямота, даже если дело касалось его собственных работ. Как-то между делом Трубецкой заявил, что не читал ни одной книги Толстого, но прочёл одну статью о вреде табака. «Ну и как?» — спросил Толстой. «А так: прочёл статью и продолжаю курить».

Главной работой в России для Трубецкого стал памятник Александру III, конкурс который мастер выиграл в 1900 году, обойдя самых одарённых и прославленных русских коллег. В требованиях к работе было указано, что царь должен быть изображён сидящим на троне, что не сильно вдохновляло Трубецкого. Скульптор предложил другой проект: царь, сидящий верхом на коне. Проект понравился вдове Александра III и был утверждён.

паоло трубецкой

Трубецкой потратил огромное количество сил на работу, чтобы создать «прекраснейшую статую в мире»: было создано 12 макетов разной величины, в том числе два в натуральную. Целью Трубецкого было сочетать форму и идею: «без портретности не может быть памятника, а без символа — произведения искусства».

Результат не впечатлил императорский дом — памятник Александру посчитали карикатурой. Скульптора упрекали в том, что лошадь получилась слишком толстой, а в скульптуре нет ничего классического, как будто много недоделанного. Сам Трубецкой подлил масла в огонь, заявив, что хотел изобразить одно животное на другом, не уточнив, что именно он имел в виду. Но тут снова вступилась вдова императора: её растрогало портретное сходство с покойным, и памятник был установлен.

После открытия памятника, на которое сам Трубецкой был приглашён в последний момент, мнения общественности разделились: в прессе монумент называли «опальным», характеризовали его, как смесь величия и вульгарности. Но друзья и поклонники Трубецкого пришли в восторг, отмечая, что это творение стихийное, могучее, что оно овеяно свежестью гениальной работы. На торжестве в честь открытия памятника появились немногие. Выступал сам великий Репин, и его восхищению виновником торжества не было предела.

Трубецкой покинул Россию в 1905 году вместе с женой, шведкой Элин Сандстром, с которой познакомился в Санкт-Петербурге. Жил в Финляндии, затем в Париже. Именно во Французской столице интерес к скульптору и его оригинальному жанру portrait-statuette стал постепенно угасать. В Европе его стали упрекать в незрелости и излишней лёгкости, в том, что он адепт устаревшего импрессионизма и работает для аристократической знати.

паоло трубецкой

В 1914 году Трубецкой отправился в США и оставался там до 1921 года, создавая портреты голливудских звёзд, скульптуры ковбоев и индейцев. «Скульптор хорошеньких женщин», как его прозвали американцы, встретился со многими великими деятелями кино и провёл целую серию персональных выставок в штатах.

В 1921 мастер вернулся в Париж. Скоропостижная смерть жены привела его в отчаяние, он чуть было не покончил с собой, но нашёл способ выразить горе доступным ему способом: в 1922 году он создал памятник павшим в I Мировой войне воинам, изображавший женщину с ребёнком на руках. Это был портрет его жены и сына, умершего в 1908 году в возрасте трёх лет.

До самой смерти в 1938 году Паоло Трубецкой выставлялся по всему миру и продолжал работать, причём не только как скульптор, но и как очень одарённый художник. Его работы хотя и не вызывали ажиотажа, но ценились публикой.

Люди признавали в Трубецком великолепного портретиста, гения со своим видением мира. А сам он не уставал повторять, что, если бы люди не засоряли своих мозгов чужими мыслями, искусство, литература — всё стало бы гениально. Люди стали бы интересны, писали и лепили по-своему.


 

Елизавета Савостьянова




 

Рекомендуем

Савва Морозов. Благотворительность-первое имя
Самая сексуальная революционерка - Бриджит Бардо
Геннадий Хазанов — артист, а не балагур
Мировая леди Элеонора Рузвельт
Выставка «Другая часть нового мира», как эмоциональное преломление
Галина Уланова. «Мона Лиза русского балета»
Рина Зеленая. Маленькие роли большой актрисы
Ожившие книги. Интересные литературные места мира
Знаменитые оперные театры мира, которые стоит посетить
Лекторий "Культура 2.0"