Гений «дивного карандаша» – Джордж Доу
Кроме внушительного картинного наследия, осталось мало иной информации о художнике Джордже Доу: скудные сведения о семье, схематичное описание жизни, никаких собственных мыслей, хроники и даже автопортрета! Он много работал, редко выходил из дома и под конец жизни стал миллионером. Единственный портрет Доу – посмертный, написанный его учеником Василием Голике.
Известно, что его отец был гравером, братья Джеймс, Генри и сестра Мери вместе с ним обучались в Академии Художеств в Лондоне. Начал свой творческий путь Джордж с традиционных историко-мифологических и психологических сюжетов: «Филип Ховорт в образе юного Геркулеса, удушающий змея», «Бешенство Ахиллеса»,«Негр, укрощающий быка», «Сцена из Цимбелина», «Одержимый». Эти работы были замечены и даже принесли Доу некоторые награды, но жанр сентиментального романтизма уже изживал себя и не мог принести денег. Доу становится придворным портретистом герцога Кентского. В 1818 году император Александр I приглашает Джорджа Доу в Россию с целью воплощения грандиозного замысла: вслед за английской галереей героев битвы при Ватерлоо создать русский портретный ряд генералов, отличившихся в войне с Наполеоном. Так, английский художник стал русским. За 10 лет прожитых в России он написал 329 портретов для Военной Галереи Зимнего Дворца, а также множество частных заказных портретов. Работоспособность Доу просто поражает. Джордж создал целую мастерскую, где ему помогали в работе граверы, копиисты и литографы. Было введено что-то вроде семейного подряда: из Англии Доу пригласил себе в помощь брата Генри и мужа сестры Томаса Райта. Основными русскими помощниками художника считаются Вильгельм (Василий) Голике и крепостной Александр Поляков. Картины Джорджа Доу отличались возвышенной парадностью, патриотичностью. Несмотря на немалую стоимость, они были очень востребованы.
Но за количеством непременно страдает качество, что и было отмечено впоследствии у Доу: пострадали как эстетические качества — оригинальность, сходство, так и физические свойства — около двухсот картин почернели от использования некачественной краски. Авторство некоторых работ также вызывает вопросы. Всё, что выходило из мастерской, несмотря на степень участия, подписывалось «George Dawe». И Голике никаких нареканий к своему учителю не имел и впоследствии даже получал по завещанию Доу ежегодное денежное пособие. С другой стороны Доу открывается нам в отношении к Полякову. Этот художник-самоучка не только выполнял прекрасные оригинальные работы, но и быстрые и качественные копии. Именно он реставрировал многие почерневшие портреты и часто заканчивал по памяти наброски мастера. При этом есть свидетельства, что учитель ущемлял Полякова в содержании и жаловании. При такой неоднозначности поступков и характера художника нельзя умалять его талант. Все портреты с натуры он рисовал сам. Обладая тонким художественным вкусом и великолепной визуальной памятью, Доу выполнял портреты уже умерших или далеко живущих героев по их имеющимся изображениям. Готовую портретную галерею отличает большое разнообразие ракурсов и выражений: сюда вошли портреты А. Ермолова, Д. Давыдова, М. Кутузова, М. Барклая-де-Толли, самого Александра I и членов его семьи и многих других.
Джордж Доу зарекомендовал себя и как теоретик искусства. Например, он внёс предложение Александру I о защите авторского права художников в России на основе английского опыта. В 2012 году к юбилею победы в Отечественной войне 1812 года вышла чудесная монография Г.Б. Андреевой, посвящённая жизни и творчеству Джорджа Доу «Гении войны, блага и красоты. Писал Королевский Академик Джордж Доу». Более 20 лет потребовалось автору для того, чтобы собрать достаточный достоверный материал про эту историческую личность. Кто же он — беспринципный делец и эксплуататор, работающий ради выгоды, или талантливый художник с огромной работоспособностью? В любом случае имя Джорджа Доу уже записано в истории наряду с великими творцами, и остаётся только предполагать, как было на самом деле.
Мария Игумнова
|
Рекомендуем |