Партнеры Живи добром

Гений «дивного карандаша» – Джордж Доу


Кроме внушительного картинного наследия, осталось мало иной информации о художнике Джордже Доу: скудные сведения о семье, схематичное описание жизни, никаких собственных мыслей, хроники и даже автопортрета!

Он много работал, редко выходил из дома и под конец жизни стал миллионером. Единственный портрет Доу – посмертный, написанный его учеником Василием Голике.

Джордж Доу

Известно, что его отец был гравером, братья Джеймс, Генри и сестра Мери вместе с ним обучались в Академии Художеств в Лондоне. Начал свой творческий путь Джордж с традиционных историко-мифологических и психологических сюжетов: «Филип Ховорт в образе юного Геркулеса, удушающий змея», «Бешенство Ахиллеса»,«Негр, укрощающий быка», «Сцена из Цимбелина», «Одержимый». Эти работы были замечены и даже принесли Доу некоторые награды, но жанр сентиментального романтизма уже изживал себя и не мог принести денег. Доу становится придворным портретистом герцога Кентского.

В 1818 году император Александр I приглашает Джорджа Доу в Россию с целью воплощения грандиозного замысла: вслед за английской галереей героев битвы при Ватерлоо создать русский портретный ряд генералов, отличившихся в войне с Наполеоном. Так, английский художник стал русским.

За 10 лет прожитых в России он написал 329 портретов для Военной Галереи Зимнего Дворца, а также множество частных заказных портретов. Работоспособность Доу просто поражает. Джордж создал целую мастерскую, где ему помогали в работе граверы, копиисты и литографы. Было введено что-то вроде семейного подряда: из Англии Доу пригласил себе в помощь брата Генри и мужа сестры Томаса Райта. Основными русскими помощниками художника считаются Вильгельм (Василий) Голике и крепостной Александр Поляков.

Картины Джорджа Доу отличались возвышенной парадностью, патриотичностью. Несмотря на немалую стоимость, они были очень востребованы.

Джордж Доу

Но за количеством непременно страдает качество, что и было отмечено впоследствии у Доу: пострадали как эстетические качества — оригинальность, сходство, так и физические свойства — около двухсот картин почернели от использования некачественной краски.

Авторство некоторых работ также вызывает вопросы. Всё, что выходило из мастерской, несмотря на степень участия, подписывалось «George Dawe». И Голике никаких нареканий к своему учителю не имел и впоследствии даже получал по завещанию Доу ежегодное денежное пособие.

С другой стороны Доу открывается нам в отношении к Полякову. Этот художник-самоучка не только выполнял прекрасные оригинальные работы, но и быстрые и качественные копии. Именно он реставрировал многие почерневшие портреты и часто заканчивал по памяти наброски мастера. При этом есть свидетельства, что учитель ущемлял Полякова в содержании и жаловании.

При такой неоднозначности поступков и характера художника нельзя умалять его талант. Все портреты с натуры он рисовал сам. Обладая тонким художественным вкусом и великолепной визуальной памятью, Доу выполнял портреты уже умерших или далеко живущих героев по их имеющимся изображениям.

Готовую портретную галерею отличает большое разнообразие ракурсов и выражений: сюда вошли портреты А. Ермолова, Д. Давыдова, М. Кутузова, М. Барклая-де-Толли, самого Александра I и членов его семьи и многих других.

Джордж Доу

Джордж Доу зарекомендовал себя и как теоретик искусства. Например, он внёс предложение Александру I о защите авторского права художников в России на основе английского опыта.

В 2012 году к юбилею победы в Отечественной войне 1812 года вышла чудесная монография Г.Б. Андреевой, посвящённая жизни и творчеству Джорджа Доу «Гении войны, блага и красоты. Писал Королевский Академик Джордж Доу». Более 20 лет потребовалось автору для того, чтобы собрать достаточный достоверный материал про эту историческую личность.

Кто же он — беспринципный делец и эксплуататор, работающий ради выгоды, или талантливый художник с огромной работоспособностью? В любом случае имя Джорджа Доу уже записано в истории наряду с великими творцами, и остаётся только предполагать, как было на самом деле.



Мария Игумнова

 



 

Рекомендуем

Непокоренный вулкан Европы. Паломничество, мифология и вечность на вершине Этны
Евгения Симонова. Жизнь на сцене и за кулисами
Фестивальный Франкфурт
Кино. Личность. Лукино Висконти
Веселый конец света ("Тор: Рагнарёк" реж. Тайка Вайтити)
«Великая»: Образы Екатерины II и всего российского двора в скандальном сериале от HBO
Черным по белому. Стивен Майзель
Пять сказок про любовь ("Про любовь. Только для взрослых" проект Анны Меликян)
Город засыпает, просыпается Голем ("Голем" реж. Хуан Карлос Медина)
"А чего вы тут делаете,а?" или взлёты и падения Элема Климова