Партнеры Живи добром

Михаил Чиаурели. Дело за корнями, любовью к Родине и семьей


Во времена советской власти многие деятели культуры стали жертвами гонений. Они не могли создавать свои произведения в рамках царящей автократии, поэтому таким творцам приходилось искать способы выражать свое мнение. Были же и те,кто,наоборот, творили на благо советской власти. Эта категория готова была отстоять идеалы режима, и все их произведения шли в поддержку СССР. 


Знаменитый грузинский режиссер, актер,сценарист,скульптор-художник и преподаватель, Михаил Эдишерович Чиаурели был как раз такой персоной. С 1940 года он являлся членом ВКП(Великой Коммунистической Партии), и до последнего дня своей жизни был преданным коммунистом. 


Михаил Чиаруели родился 25 января(6 февраля по новому стилю)1894 года в городе Тифлис(Тбилиси), в Грузии. Он был невероятно одаренным человеком: и уже с ранних лет подавал надежды сразу в нескольких областях искусства. Любил рисовать, увлекался скульптурой и играл на нескольких музыкальных инструментах, а также владел не одним иностранным языком. 


Михаил Чиаурели


Свою дорогу в искусство Михаил Эдишерович начал с обучения в тифилисской школе живописи и искусств. После этого будущий режиссер участвовал в организации театра Революционной Сатиры, а затем уехал в Германию,где два года изучал скульптурное искусство в различных мастерских. После возвращения на Родину, до 1926 года, Чиаурели проработал скульптором, его авторству принадлежит первый памятник Ленину в Грузии. 


Свою же карьеру в кино Михаил Чиаурели начал как актер, сыграв роль в историко-революционном фильме «Арсен Джорджиашвили» (1921) режиссера И.Перестиани. 

В общей сложности, он снялся в 11 разноплановых фильмах. В 1926 году Чиаурели становится актером и режиссером «Красного театра» при Пролеткульте (до 1928 года). Именно в это время он полностью уходит с головой в режиссуру. В период с 1926  по 1941 года Михаил Эдишерович совмещал пост главного режиссера в организованном им же театре музыкальной комедии, и вместе с этим он был режиссером Госкинпрома Грузии.  


Михаил Чиаурели


Первым фильмом,в котором Чиаурели выступил в качестве режиссера, был исторический фильм «Первый корнет Стрешнев»(1928 год). Из первых снятых режиссером фильмов особо выделяются сатирический «Хабарда» (1931) и первый грузинский звуковой фильм «Последний маскарад» (1934). Но настоящее признание  пришло к М.Э Чиаурели в 1942 году,когда он начал снимать фильм «Георгий Саакадзе» в нескольких частях,и дважды получил за него Сталинскую премию. Данная двухсерийная лента была снята по историческому роману А.Антоновской, и рассказывала о военачальнике и политическом деятеле Грузии. 


Михаил Эдишерович был предан идеи коммунизма,что четко отражается в его фильмах. Пожалуй, в наше время это бы назвали пропагандой правящей власти, но для Чиаурели роль политики(в частности, фигуры И. В Сталина) была больше, чем просто идея продвижения. Он был рьяным защитником коммунизма и Сталина. Свою роль здесь также сыграло и то, что режиссер видел в Вожде народов не только сильного политика, но и земляка. А сила грузинского народа была второй любимой темой. Чиаурели был обласкан властью, и не подводил правителя. Его «Клятва» и «Падение Берлина» стали по-настоящему патриотичными работами, которые подогрели радость и гордость народа СССР к победе в ВОВ. 


Но, к сожалению, Михаил Эдишерович столкнулся с предсказуемой проблемой: после смерти Сталина он продолжил идею культа вождя в своих фильмах,что не было одобрено новой властью. 


Михаил Чиаурели с женой и дочерью


Лауреат и обладатель множества премий остался не удел. Он продолжал снимать кино, но народ смотрел и восхвалял его все меньше и меньше, а изменить свой стиль согласно новым «оттепелевским меркам», режиссер не мог. В 1967 году он выпустил фильм со знаковым и символичным «Иные нынче времена», и ушел полностью в мультипликацию.  Также Михаил Эдишерович не оставлял преподавательскую деятельность(сначала в Тбилиси, а затем во ВГИКе). 


Он ушел из жизни 31.10.1974 в родном Тбилиси,и похоронен в пантеоне деятелей Грузинской культуры на горе Мтацминда.


На первый взгляд кажется, что режиссер был забыт и задвинут властью на задворки,но это не так. В Грузии он до сих пор является достоянием страны. Режиссер добился этого не только благодаря многоплановости и достижениям, но также и  своей семье. Михаил Эдишерович был мужем великой грузинской актрисы и своей музы, Верико Анджапаридзе. И отцом потрясающе талантливой Софико Михайловны Чиаурели. А также дядей режиссера Г.Н Данелии. Пожалуй,власть не всегда оказывает основное влияние на личность. В первую очередь,дело за корнями, любовью к Родине и семьей.  



Татьяна Ермольчик



 

Рекомендуем

Поль Верлен. Неприкаянный гений
Брюс Вебер – гений современной фотографии
Михаил Пришвин. Певец русской природы
Джордж Баланчин. Видеть музыку, слышать танец
Таинственный остров Жюля Верна
Yez by Yegor Zaitsev "iVANOVO"
Военный корреспондент Константин Симонов
Кино. Премьера. "В поисках Дори"
Рабство и свобода Уильяма Фолкнера
Георгий Товстоногов: «несъедобный» диктатор русского театра