Партнеры Живи добром

Публичный Румянцевский музей. Потребность в просвещении


Музеи, как места хранения, изучения и экспонирования предметов, обладающих определённой ценностью, в настоящее время являются общедоступными историко-просветительскими учреждениями. Но так было не всегда. Долгое время они оставались недоступными для массового просмотра. Сначала это были сокровищницы князей, где помимо ювелирных изделий, хранились канцелярские книги, государственные документы, военные трофеи и даже оружие. Также обширные собрания древностей скапливались в церковных учреждениях. Они часто содержали богато украшенные рукописи, иконы, дорогую утварь, священные реликвии. Несколько позже стали развиваться частные коллекции дворян.

Собрания предметов искусства уже тогда рассматривались как важный элемент воспитания. Предполагалось, что занятия искусством развивают интеллект, волю, добрый нрав. Но долгое время это всё считалось прерогативой дворянства.

Румянцевский музей.jpg

Понимание музея, как необходимого элемента европейской культуры, прослеживалось во всей деятельности Петра I. И, если говорить о публичности, то в истории Российского государства одним из первых примеров истинно доступного музея считается Кунсткамера. Петр I в стремлении всеобщей европеизации открыл для широкой публики свою коллекцию предметов искусства в 1719г. Вход был не просто бесплатный, посетителей даже кормили.

Процесс организации доступных музеев растянулся на длительное время. Во многом это было связано с непониманием и неприятием властью задач музейного дела. Эрмитаж, наиболее крупное собрание образцов западноевропейской живописи, появившийся ещё во второй половине XVIIIв., для широкой публики был по-настоящему открыт лишь спустя столетие, в 1863г. Первый публичный естественно-научный музей на окраине дореволюционной России образовался в Риге в 1773г. Чуть позже открывается музей при публичной библиотеке в Иркутске.

К этому моменту в мировом сообществе остро назрел вопрос музейной потребности. XIXв. общепринято считается золотым веком музеев. В Европе повсеместно открываются выставочные комплексы различной направленности. И в России стало крайне необходимо появление музея как социального института, несущего народное просвещение и способствующего развитию наук.

С этой стороны особое значение имела деятельность графа Николая Петровича Румянцева: его коллекция древностей была первым частным собранием, открытым для широкого круга посетителей.

Румянцевский музей

С раннего детства Румянцев был увлечен наукой, историей, искусством. Дипломат и государственный деятель, ещё во время своей службы он немало делал для развития науки и исторического знания. Например, учредил и финансировал Комиссию печатания государственных грамот и договоров, а также организовал обширное обследование архивов страны для описи и поиска древнейших памятников. После отставки, в 1814г., Румянцев смог целиком посвятить себя любимому делу: собиранию и систематизации древностей, поиску исторического знания. Нельзя не отметить помощь, оказываемую просвещенным окружением графа – академиками Френ Х.Д., Г. К. Кёлер, Ф.И. Круг  и другими. Именно они составляли описи и каталоги коллекций, дошедших до наших дней.

В итоге собрание графа Румянцева можно подразделить на следующие составляющие:

1) Библиотека, насчитывающая около 28 тысяч томов. Из них 710 рукописей и 104 экземпляра инкунабул;

2) Коллекция минералов, содержащая более десяти тысяч предметов;

3) Нумизматический кабинет, в который были включены греческие, римские, восточные и русские старинные серебряные монеты, а также медали, общим количеством около полутора тысяч. К тому же в собрание древностей входили гербарий, различные этнографические предметы, несколько картин и бюстов.

После смерти графа в январе 1826г. все его состояние перешло младшему брату Сергею Петровичу. А коллекция, согласно завещанию, была передана Министерству Народного Просвещения.

Румянцевский музей

Через несколько лет, а именно в 1831г., на основе коллекции был открыт музей в особняке Румянцева на Английской набережной в Петербурге. Он был назван в честь владельца коллекции Румянцевским. Собрание графа долгое время не пользовалось должным вниманием. Власти не могли организовать его так, как было изначально задумано составителем. В 1861 г. музей перевезли в Москву и разместили в Доме Пашкова вместе с Московским Публичным музеем. Это событие, а также благосклонность к обновленному комплексу монарха Александра II, имели огромное значение для общества. Выставочное собрание периодически пополнялось пожертвованиями частных лиц. Среди меценатов были как непосредственно члены императорской семьи, дворяне, так и простые граждане. Много подарков поступало от Эрмитажа и Академии художеств.

Румянцевский музей был расформирован при советской власти в 1924г. Но, несмотря на все неудачи и несвоевременность начинаний графа, вклад Румянцева в историю народного просвещения нельзя недооценивать. Собрание книг Румянцева впоследствии стало основой главной библиотеки страны – Российской государственной библиотеки. Коллекции монет и картин, к сожалению, не сохранились в первозданном виде, но были по частям переданы другим музеям.

В настоящий момент разрабатывается сайт «Румянцевский музей: виртуальная реконструкция». Благодаря современным технологиям там будут воссозданы все экспонаты, и можно будет увидеть великий музей в первозданном виде.



Мария Игумнова




 

Рекомендуем

«Moscow Nights», 7-й сезон, лето 2015
Кино. Личность. Сергей Параджанов
Концерт Мариса Янсонса и Дениса Мацуева в Петербургской филармонии официально откроет «Год столетия Даниила Гранина»
Вперед за имперской "Звездой" ("Изгой-один: Звёздные войны. Истории" реж. Гарет Эдвардс)
Кино. Премьера. "Девушка из Дании"
День Святого Валентина
Джон Китс: «О, если б вечным быть, как ты, Звезда!»
Человек-кино
Молчать нельзя говорить ("По воле божьей" реж. Франсуа Озон)
Интервью с Игорем Золотовицким