Партнеры Живи добром

Эффект домино («Скандал» реж. Джей Роуч)



Когда в 2016 году разгорелся скандал с Роджером Айлзом, и после череды обвинений в сексуальных домогательствах к сотрудницам своей корпорации он подал в отставку, никто не думал, что пройдет несколько лет, и этот человек станет главным героем фильмов и сериалов. Однако это случилось. Безжалостная телеиндустрия, которую бывший глава Fox News во многом сам и породил, отплатила ему той же монетой. В свете скандала с Харви Вайнштейном и движений #MeToo и Time`sUp история Айлза заинтересовала всех ещё больше. Сперва появился сериал «Самый громкий голос», где Айлза на экране воплотил почти неузнаваемый Рассел Кроу. Затем на Apple+ вышел отчасти вдохновленный этой же историей сериал «Утреннее шоу». И вот теперь настала очередь «Скандала» – полнометражного фильма Джея Роуча («Трамбо», «Знакомство с Факерами», «Остин Пауэрс») с Шарлиз Терон, Николь Кидман и Марго Робби в главных ролях. 


"Скандал".  Источник: "Централ Партнершип"

Так что в задачи Роуча входило не столько познакомить широкую аудиторию с этой историей, сколько предложить какой-то новый взгляд на известные события. Однако с этой задачей он не справился; в его фильме не наблюдается никаких неожиданностей или интересного ракурса на проблему корпоративного харассмента. «Скандал» – это злободневное сиюминутное кино, выполненное на хорошем и крепком ремесленном уровне, но не более того. По жанру оно зависает где-то между сатирой и драмой, при этом для первой ему недостаёт язвительности и остроты, а для второй – психологической глубины и сложных характеров. Все три главных актрисы исполняют не столько роли реальных людей, сколько изображают плакатные образы сильных женщин, которые находят в себе мужество сообща бороться с несправедливым устройством мира телевидения.

Таким образом, весь «Скандал» можно поделить на три примерно равных истории. Во-первых, здесь есть стареющая телеведущая Гретчен Карлсон (Николь Кидман), которую сперва понижают в должности, а затем очень некрасиво увольняют после многих лет работы. Это и толкает её к тому, чтобы выступить в суде с громкими обвинениями. Во-вторых, есть звезда аналитического прайм-тайма Меган Келли (Шарлиз Терон). Дело происходит прямо накануне выборов, поэтому основной сюжет в её истории – травля и давление, которое на неё оказывают после острого интервью с Трампом на тему его возмутительных высказываний и вообще отношения к женщинам. Меган Келли работает на Fox News дольше всех, и потому верна Роджеру Айлзу больше всего. Ну и наконец, есть ещё довольно стереотипный персонаж Марго Робби (единственный вымышленный из трех) – молодая и неопытная провинциальная девушка, только пришедшая работать и мечтающая попасть в новости любой ценой.

"Скандал".  Источник: "Централ Партнершип"

Конечно же, такой шанс представится, когда начальник позовет её в свой кабинет со звуконепроницаемой дверью и пообещает ради неё подвинуть очередь претенденток на желанное место телеведущей. В ответ ему всего лишь понадобится верность, и он попросит найти способ её доказать, повторяя, что телевидение – это визуальное медиа. В тот момент, когда героиня Марго Робби, Кайла, станет поднимать юбку всё выше и выше, её стыд и неловкость зритель будет чувствовать на себе. Тут нужно добавить, что и Марго Робби, и Шарлиз Терон за свои актёрские работы в фильме получили по номинации на «Оскар», однако в итоге фильм ограничился только наградой за лучший грим.

Работа гримеров здесь и вправду отличная, прически и make-up героинь выше всяких похвал, однако ярче всего она заметна в превращении актёра Джона Литгоу в колоритного и тучного Роджера Айлза. Его роль – самая сложная и интересная в фильме; ему удаётся вызвать к своему отталкивающему герою жалость и сочувствие, несмотря на то, что в контексте всей истории он, по идее, должен восприниматься зрителем исключительно как безжалостный монстр. Человек, управлявший общественным мнением, творивший историю и стоявший за кулисами нескольких президентских кампаний при более близком рассмотрении оказывается слабым и похотливым толстяком, которому уже сложно передвигаться самостоятельно.

"Скандал".  Источник: "Централ Партнершип"


К чести создателей картины, они попытались передать моральную неоднозначность всех историй с сексуальными домогательствами: в случае каждой из героинь у зрителя возникает закономерный вопрос, почему они молчали раньше, и почему согласились на это в самом начале. Хотя ответы вроде бы на поверхности: в такой большой организации как Fox News все связаны между собой круговой порукой молчания, и никому из участников этого сговора невыгодно предстать перед коллегами в черном свете. Само собой, многие знают заведенный Айлзом порядок приёма новых сотрудниц на работу, но заговорить об этом вслух и мгновенно потерять должность не хочет никто. Так постепенно вокруг женщин, подвергшихся домогательствам, образуется незаметная зона отчуждения, которая заполняется всё тем же неудобным молчанием или показным дружелюбием. Но до поры до времени никто не обращает на это никакого внимания.

Несмотря на всю серьезность заявленной темы, сценарий Чарльза Рэндольфа («Игра на понижение») полон остроумных приёмов и саркастических выпадов. Больше всего их в первой половине фильма, начинается он вообще как самая настоящая (и крайне интересная!) экскурсия по телевизионному закулисью. Как известно, легкая форма подачи любого материала – всегда наиболее выигрышная. И одного закадрового голоса Рэндольфу почти сразу становится недостаточно, поэтому он не стесняется активно ломать четвертую стену, чтобы его персонажи обращались к зрителю напрямую. Бодрый монтаж и подрагивающая камера придают рассказу динамики, на экране даже иногда мелькают знаменитые твиты Трампа, и всё это смотрится довольно увлекательно, пока ближе к середине не превращается в предсказуемую историю с однозначной моралью в конце. Само собой, в конце объединившиеся женские голоса одержат в неравной борьбе уверенную победу, идеи феминизма восторжествуют, империя Айлза рассыпется, а длинноногие телеведущие отстоят свое право носить в эфире брюки вместо коротких платьев.

Как говорил теперь уже бывший глава Fox News в начале фильма Джея Роуча, «новости как корабль; только уберешь руки со штурвала, их унесет влево». И не ошибался.

"Скандал".  Источник: "Централ Партнершип"


«Скандал» – в кинотеатрах с 13 февраля.

 

Иван Цуркан


 

Рекомендуем

В омут с камерой: «Мой мир – это мир кино»
Кино. Премьера. «Снупи и мелочь пузатая в кино»
Игорь Черневич: «Мечты сбываются, просто мы этого не замечаем»
Выставка «Журналы по искусству XX – XXI вв.»
Вивьен Ли. Унесённая любовью
Beauty-проблемы и решения. Мужская версия.
Крепкий орешек по-азиатски («Иностранец» реж. Мартин Кэмпбелл)
72-й Каннский кинофестиваль
«Симфония тысячи» Густава Малера
Религия для голодных («Основатель», реж. Джон Ли Хэнкок)