Партнеры Живи добром

Семён Щедрин. Поэт пригородов Петербурга


270 лет назад на свет появился родоначальник русской пейзажной живописи — Семён Фёдорович Щедрин. Будущий художник родился в солдатской семье и принадлежал к третьему сословию. Однако, живопись стала не только для Щедрина, но и для всей его семьи абсолютно новой страницей в жизни, дав возможность вписать свои имена в мировую историю изобразительного искусства. 


Семён Щедрин


Семён Щедрин родился в 1945 году в Петербурге. Про детство Щедрина почти ничего неизвестно и его история начинается с поступления в Санкт-Петербургскую Академию Художеств в 1959 году. Тогда юному Семёну было 14 лет, но для студентов академии он был уже достаточно взрослым — некоторым ученикам только-только стукнуло 5-6 лет. Стоит отметить, что Щедрин был одним из первых выпускников Академии. Она была основана в 1757 году императрицей Елизаветой Петровной и развивалась вместе со своими студентами. Основным классом являлась историческая картина. Попросту говоря — портрет. Но далеко не все ученики «обладали вольным контуром фигур», то есть им не удавалось рисовать людей. Таким учеником был и Семён Щедрин. Начинал он с гравюры, затем был переведен в класс орнаментальной, то есть декоративной, скульптуры. И лишь на последних годах обучения он попал в класс общей живописи по направлению «ландшафтное художество». Академию юноша закончил в 1767 году с Малой золотой медалью, которую получил за картину «Вид поля с протекающим по нём источником». Золотая медаль давала выпускнику разные привилегии, в том числе и возможность обучения за рубежом в пансионе.

 

Академия ввела такую практику — зарубежный пансион — уже с первым же своим выпуском. Директором Академии был Иван Иванович Шувалов, который обладал огромным количеством связей. Благодаря Шувалову студенты имели возможность знакомиться с европейским искусством напрямую — преподавали живопись французы, а академическая коллекция часто пополнялась европейскими картинами и гравюрами.


Так, окончив Академию с медалью, Щедрин отправился в Париж на два года. Там он и его товарищи находится под покровительством Дени Дидро. Писатель помогал юным пенсионерам, опекая их и определяя к тем или иным художникам. Семён попадает под крыло Франчески Казановы (придворного художника Людовика XV, а так же брата известного авантюриста) и становится прилежным учеником. Казанова известен не только своими портретами, но и многочисленными военными сценами и пейзажами. 


Большой пруд в Царско-Сельском парке


Под его влиянием молодой Щедрин часто писал на открытом воздухе, желая изобразить всю красоту и чистоту окружающей его действительности. По правилам пансионата все ученики должны были присылать отчетные работы в Академию. Щедрин помимо своих картин присылал и полотна Казановы, которые до сих пор висят в Эрмитаже. 


После Парижа, в 1769 году, Щедрин и другие пенсионеры отправляются в Италию. Тому было две причины. Первая — Италия является центром классического искусства. Вторая — бунт французских студентов. Юные художники были так недовольны итогами отчетной выставки, что это привело к силовому противостоянию. У студентов, в том числе и российских, были отобраны шпаги, что глубоко оскорбило многих из них.


Шпаги давались юношам по окончании, а так же присуждалось дворянское звание.


В Италии Щедрин живет следующие семь лет. Сначала как пенсионер, затем уже самостоятельно. Здесь он проникается идеями классицизма и античности, что в дальнейшем сильно отразится на его творчестве. В 1776 году он возвращается на родину. В Петербурге Щедрин начинает заниматься академической деятельностью все в той же императорской Академии Художеств на факультете ландшафтного художества.


Вид Каменного острова и дворца в СП


Параллельно с преподаванием Семён Щедрин являлся и придворным живописцем. По найденным документам известно, что первые работы художника Екатерину совершенно не впечатлили. Но, обладавшая нюхом на таланты, императрица дала художнику время на совершенствование своего мастерства и не ошиблась. Через несколько лет из-под его кисти выходят неописуемые и удивительные полотна с видами Павловска, Гатчины и Царского села. Благодаря своим работам Щедрин получает прозвище «Поэт пригородов Петербурга».


Пик творчества художника приходится на 90-е годы 18-ого столетия. Он прославился как живописец павловской эпохи и часто писал картины специально, по заказу императора, для Михайловского дворца в Петербурге. На его картинах современники могли увидеть не туманные далекие просторы солнечной Италии или Франции, а знакомые и родные парки и рощи, дворцы, деревни и водоемы. Художник показывал действительность, при этом искусно декорируя ее. Алексей Фёдоров-Давыдов, советский искусствовед, назвал Щедрина художником-декоратором. По его словам «Щедрин всегда работал пятнами, как любой декоративист». Он так продумывал композицию своих картин и панно, что зритель мог видеть все то же, что видел бы и гуляющий по парку человек — сначала в глаза бросаются одни детали, затем мы обращаем внимание на другие моменты и так далее. 


Композиция большинства пейзажей основывалась на академическом классицизме — на переднем плане, как занавес, изображались ветвистые темные деревья; далее, в центре полотна, художник помещал архитектурные сооружения; и уже на третьем плане он рисовал голубые, как правило неглубокие, дали.  


Вид на Гатчинский дворец с Серебряного озера


С начала 1780-х годов Семён Фёдорович работает в реставрационном отделе Эрмитажа, восстанавливая старые произведения искусства. 


Так же в 1779 году Щедрин получает звание академика, а в середине 80-х годов он становится уже советником Академии и начинает преподавать в новом классе пейзажной живописи. Спустя еще два года Семён Фёдорович был назначен инспектором художественных классов. В конце 90-х годов Щедрин становится адъюнкт-ректором Академии и ему предлагают место директора, от которого он отказывается. С 1799 года он организовал гравировально-ландшафтный класс, где сам же и преподавал. 


Преподавал Щедрин до конца своей жизни. Он прославился как педагог, с которым невозможно сравнить ни одного русского пейзажиста. Он воспитал целую плеяду художников-пейзажистов, среди которых как его современники Фёдор Матвеев и Фёдор Алексеев, так и Андрей Мартынов и племянник Щедрина — Сильвестр Щедрин. Семён Фёдорович был известен как властный человек, при этом потрясающий педагог, который держал Академию под своим полным контролем.


Умер Семён Фёдорович Щедрин 13 сентября 1804 года и похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.


Многие искусствоведы и современники Щедрина сравнивали его картины с европейскими художниками и, конечно, на их фоне Щедрин может показаться любителем. Но он привнес в пейзаж основополагающие композиционные приемы, на которые будут опираться все последующие поколения русских пейзажистов и создавать все более совершенные полотна.



Ирина Гюне



 

Рекомендуем

Лучшие фильмы Леонардо ДиКаприо: поймай его, если сможешь
Медный всадник — страж Санкт-Петербурга
"Мсье Анри" из "Мулен Руж"
Музыка на полотнах Василия Перова
Рост и развитие Хранилища знаний – Ленинской библиотеки
С днём рождения, Курт!
Beat Film Festival 2016. "Собачье сердце" реж. Лори Андерсон
Рембрандт Харменс ван Рейн: сквозь Рай и Ад
67-й Берлинский кинофестиваль. Berlinale Special Gala
Ман Рэй: когда фотография больше, чем просто снимок