Татьяна Яблонская: «Меня выручала любовь к жизни и восторженность...»
Как народная художница СССР Яблонская Татьяна «была и осталась человеком» — биографическая статья о великом творце, одаренной дочери, нежной жене и заботливой матери.
Картина «Утро» Татьяны Яблонской знакома почти каждому советскому школьнику. Её репродукция была напечатана в «Огоньке». Позже она появилась в «Родной речи», и была темой для школьных сочинений.
Солнечный весенний свет, ворвавшийся в комнату через открытую балконную дверь вместе со свежим ветром, девочка, делающая зарядку и, словно «летящая» навстречу весне и всему прекрасному, что ждет ее в этот день. Молодая и красивая, провозглашающая собой свободу и любовь к жизни!
Девочка на картине — Лена, дочка художницы. Говорят, «Утро», а именно репродукция в «Огоньке» помогла найти девочке мужа. Казахскому мальчику по имени Арсен Бейсембинов настолько понравилась картина и девочка на ней, что он вырезал картинку из журнала и повесил ее на стену. Когда Арсен вырос, он поступил в Московскую государственную художественно-промышленную академию им. С. Г. Строганова, и там познакомился с той самой девочкой Леной, в которую был влюблен еще в детстве. Вскоре они поженились.
Многие считают, что картина Яблонской «Утро» обладает сильным жизнеутверждающим сюжетом, что вообще характерно для картин художницы. Но сама же Татьяна Яблонская вообще не считала эту картину живописью, но ценила задумку и главную идею.
Татьяна Яблонская — советский живописец, лауреат Государственной премии СССР и двух Сталинских премий второй степени. Но несмотря на все награды, ее отношения с властью были весьма сложными: то ее работы хвалили и признавали, вручали премии, а то обвиняли в «формализме» и утверждали, что «она позорит советскую действительность». Как это не парадоксально, отец Татьяны Яблонской не принимал революцию и всячески отвергал идеи коммунизма, но его дочь жила при коммунистической власти, была признана ЦК и в 1982 году получила звание Народного художника СССР. В 2005 году Депутаты Киевского совета приняли решение о создании музея Героя Украины Татьяны Яблонской и присвоении её имени одной из столичных улиц.
«Ее хвалили, но также она попадала и в конфликты с властью. Она человек очень прямой и жила все время с риском. Но кто-то ее охранял. Так получалось, что в сложных ситуациях находились ангелы-хранители где-то там же «в верхах», которые понимали, что Яблонскуя не надо трогать. Ее терпели.» — вспоминает младшая дочь Татьяны Яблонской, Гаяне.
Яблонская Татьяна Ниловна родилась в Смоленске 24 февраля 1917 года. Отец — Нил Александрович, родом из Вязьмы, был хранителем Смоленской картинной галереи, учителем рисования и, одновременно с этим, учителем словесности. Мама — Вера Георгиевна, преподавала в гимназии французский язык.
Трудные времена, непринятие отцом семейства революции и страх репрессий заставил Яблонских бежать в Одессу. Там они попытались сбежать за границу, но не вышло, и тогда они переехали в Луганск, где никто не знал ни о них, ни о том, что они хотели бежать.
И хотя Татьяна Яблонская родилась в России, она была патриотом Украины и, не будучи украинкой по рождению, ощущала себя таковой. «Я ложусь на подушку и ощущаю, что под моей головой — Украина.»
Яблонская росла в окружении брата Дмитрия, впоследствии он стал архитектором, и сестры Елены, тоже художницы. Еще в маленьких Тане и Лене отец семейства Нил Александрович разглядел художественный талант и ежедневно заставлял дочерей рисовать с натуры натюрморты и интерьеры. Что касается портретов — обязанность натурщика переходила по очереди к каждому члену семьи.
Отец сыграл очень важную роль в жизни Татьяны Яблонской. Получив сильную художественную подготовку дома, Татьяна сумела в 1934 году поступить сразу на второй курс Киевского художественного техникума. После его ликвидации в 1935 году стала студенткой живописного факультета Киевского государственного художественного института, специальность «художник-живописец» (мастерская профессора Ф. Г. Кричевского и С. Григорьева). В институте Татьяну Яблонскую называли одаренной студенткой, она была отличницей.
В 1940 году Татьяна Яблонская вышла замуж за однокурсника Сергея Борисовича Отрощенко. Весной 1941 года молодые супруги окончили институт, но страну охватила внезапно начавшаяся война. Сергей был призван в армию и три года был художником фронтового Дома Красной Армии.
Татьяна на тот момент была беременна и это помогло ей уехать в эвакуацию в восточные регионы. 24 июля 1941 года, сразу по приезде в Саратов, где жила тетя Татьяны, Варвара, работавшая врачом, Татьяна Ниловна родила дочь Лену. Начались трудные времена, когда было уже не до кистей и мольберта, приходилось выполнять колхозные работы. Именно там она «познала радость труда в коллективе и воочию убедилась, сколь велико значение взаимной поддержки в тяжелую годину, горела желанием побольше сделать для колхоза, для его людей».
Иногда Татьяне все же удавалось писать. Она «срисовывала» с фотографии погибших на фронте мужей и сыновей. В апреле 1944 она возвращается в освобожденный Киев. Настает время возвращения в профессию, многое приходится вспоминать и, мало того, приходится наверстывать упущенное. Тогда же Яблонская начинает преподавать. В это время рождаются такие картины, как «Враг приближается» и «Разрушенный Киев», воплощающие ужасы увиденного во время войны. В 1947 году родилась вторая дочь, Ольга. В этом же году была написана картина «Перед стартом», выдвинутая на Государственную премию. Но премию тогда Татьяна Яблонская не получила, так как картина была обвинена в «формализме».
«Все это, конечно, действовало. Как-никак сталинская эпоха. Но я была еще не до конца напугана. Меня выручала любовь к жизни и восторженность».
Яблонская не сдается и продолжает искать себя и свою тему в искусстве. Так появляется знаменитая картина-заявка Татьяны Яблонской, как художника, — Хлеб.
Картина произвела большое впечатление, за нее Татьяна Яблонская получила первую Сталинскую премию, на которую купила пять ситцевых платьев — роскошь по тем временам. Успех в работе вместе с тем сопровождается неудачами в личной жизни. Даже рождение дочки не помогло сохранить уже трескавшийся брак супругов Татьяны и Сергея. Виной тому — профессиональная ревность. Но несмотря на развод, Татьяне и Сергею удалось сохранить теплые отношения.
В 1952 году Татьяна Ниловна состояла в комиссии Ереванского художественного института. Там она познакомилась со своим вторым мужем, тоже живописцем — Арменом Аршаковичем Атаяном. Ее тогда покорила Армения, особенно армянская живопись.
С 1953 года Татьяна Яблонская меняет большие полотна и сложные композиции на внутренний мир отдельного человека, появляются такие работы как: «На окне – весна», «За книгой», «Простудились».
В 1959 году Татьяна Ниловна родила дочку Гаяне. Но рождение дочери не помогло второму браку Татьяны Яблонской сохраниться, они с мужем Арменом расстались. В 60-х годах появляются картины: «У Окна», «Свадьба», «Лебеди», «Невеста». В их основе было живое ощущение, они были яркие, живые. В 1972 состоялась персональная выставка Татьяны Ниловны в Венгрии, в Будапеште.
В 1977 году произошло очень важное событие для Татьяны Яблонской — поездка во Флоренцию. Эта поездка перевернуло сознание художницы и под впечатлением от этой поездки она пишет свой «Вечер. Старая Флоренция ». «Эта картина - дань моим чувствам и мыслям.» — писала она в своем дневнике.
«Вечер. Старая Флоренция» — это лишь одна из многих работ Татьяны Яблонской, посвященных итальянской тематике. Не менее прекрасны работы с изображением Венеции «Венеция. Гранд Канал», «Понте Вьекко», «На окраине Рима».
К этому времени, вторая дочь Татьяны Яблонской Ольга уже выросла и стала самостоятельным живописцем. Уже и подрастала младшая дочь Гаяне.
«Мне очень повезло — когда я родилась, мама была старше, это было уже сознательное материнство. Она очень много в меня вкладывала. И при этом она была художником, находила силы и время этим заниматься. Она и преподавала в институте, и занималась общественной работой. И всему отдавалась полностью.
Мама не хотела отдавать меня в художественную школу и готовила к институту меня сама. То был очень тяжелый труд и, только став взрослой, я могу оценить какую ответственность она на себя взяла. Даже по сей день анализируя свои творческие движения, я везде замечаю маму в разных ее периодах.» - рассказывает дочка Гаяне.
В своем дневнике Татьяна Ниловна писала: «Оля говорила, что я не имею права учить ее (Гаяне) живописи. Потому что в ней ничего не понимаю. Получается, что в глазах большинства я - «один из самых талантливых живописцев», а по мнению собственной дочери - «ничего в живописи не смыслю».
Но присматриваясь ближе к работам своей дочери Ольги, Яблонская сделала шокирующее для себя открытие — она, Татьяна Яблонская, потеряла то настоящее, то сущее, что делает живопись живо-писью. Когда краска оживает на холсте и превращается в драгоценную плоть.
Во второй половине 80-х, Татьяна Яблонская отдает предпочтение лирике. Она пишет пейзажи, натюрморты. Проще, но глубже, философичнее. В это время появляются такие работы, как «Ясный вечер» , «Степная балка», «Старая яблоня», «Утро в поле» и другие.
В 1999 Татьяна Яблонская пережила инсульт и оставшуюся часть жизни провела в инвалидной коляске. Когда пришла эта болезнь, она думала, что работать больше не сможет. Но это не сломало ее творческую натуру. «Я счастлива в своем ограниченном пространстве» - говорила она.
Не имея возможности больше писать правой рукой, так как она была парализована, Яблонская учится писать левой рукой и так появляется серия пастельных работ под названием «Окна». В этой серии не ощущается никакого желания понравиться, это была потребность. Это было чистое вдохновение, беспримесное. Появилась возможность углубиться в себя, в свои ощущения и увидеть что-то необычное там, где человек «бегающий» не увидит ничего.
Татьяна Яблонская не переставала творить до самой смерти. Ее последняя работа - «Колокольчики» написана в предпоследний день жизни.
Конечно жизнь Татьяы Яблонской не была простой, впрочем, ей выпало жить в одно из сложнейших времен в истории нашей страны. Ее била жизнь, но несмотря на все трудности, она была человеком бескомпромиссным, сильным, очень жизнерадостным, преодолевающим. Она всегда жила распрямившись, подняв голову. Она живой человек, а не икона для подражания. Она имела счастливое свойство — умела выходить из тяжелых душевных переживаний и ее всегда спасала работа, жадность к работе.
Всю жизнь она искала себя в искусстве, радовалась признанию публики и критики, но продолжала быть честной и всегда старалась смотреть на свои работы объективно. И искренне верила, «как верил Сент-Экзюпери, в необходимость для людей чего-то духовно высокого. Иначе человек, по его словам, превратится в цивилизованного дикаря.» Екатерина Каменецкая
|
Рекомендуем |