Партнеры Живи добром

Василий Суриков. «Сибирский медведь» русской живописи


На широких просторах сибирского края вырос один из замечательных талантов русской живописи. Принадлежавший к древнему казачьему роду, Василий Суриков с младенчества впитал в себя самобытность вольной русской души.

Он родился в 1848 году в Красноярске, но вскоре семья переехала в Сухой Бузим, где маленького Василия окружали необъятные просторы и красоты сибирской природы. Неудивительно, что о родных местах художник всегда вспоминал с особой любовью. В детстве и юности ему были не чужды любимые забавы сибиряков: охота и кулачные бои, в которых он с удовольствием принимал участие.

Василий Суриков

Главная сила искусства в том, чтобы влиять на человеческие сердца. Оказавшись на должности писца в губернском управлении, Суриков привлёк внимание губернатора Замятина. Тот, в свою очередь, нашёл юному дарованию «покровителя», золотопромышленника Кузнецова, который оплатил обучение Василия в петербургской Академии художеств, которую успешно Суриков оканчивает в 1875 году.

Вскоре он получает интересную работу: художнику предлагают расписать строящийся храм Христа Спасителя на тему Вселенских соборов. Два года спустя, переехав в Москву, Суриков словно обретает второй дом. Сам художник говорил: «Больше всего захватил меня Кремль». В очередной раз, гуляя в самом сердце города – на Красной площади – он вдруг ярко представил себе сцену стрелецкой казни и решил обязательно воплотить замысел в жизнь. Помимо творческого вдохновения, с переездом в Москву было связано ещё одно радостное событие: в 1878 году он женился на Елизавете Шаре, с которой познакомился в Петербурге.

К написанию картин Суриков всегда подходил основательно: часами изучал исторические материалы, искал подходящие лица, а затем запирался в своей комнате и в скромной обстановке создавал шедевр. Он не показывал своё творение до завершения, поскольку хотел сначала воплотить возникший в голове образ.

Василий Суриков

Дружелюбный и открытый с родными, во время работы он замыкался в себе, полностью сосредотачиваясь на художественном процессе. Работая над очередной задумкой, он всё время уделял исключительно ей: на протяжении трёх лет, ушедших на «Утро стрелецкой казни» ему даже снились кошмары и видения, в которых появлялись казнённые.

Примерный семьянин, во многом он напоминал «неуклюжего молодого медведя», как отозвалась о нём дочь Третьякова, Вера. Со своими близкими, а именно с женой и двумя дочерями он всегда был ласков и заботлив.

Однако, у Василия Сурикова не складывались постоянные дружеские отношения. В определённый период своей жизни он тесно общался с Репиным и со Львом Толстым. С первым из них художник разошёлся после комичной ситуации: уговаривая его пойти преподавать в Академию художеств, Репин даже встал на колени, на что Суриков рассмеялся и ответил: «Не пойду!» Своё творчество и семью он всегда ставил на первое место.

Василий Суриков

Следующим важным этапом в его творчестве стала картина «Боярыня Морозова». Первый набросок был сделан ещё в 1881-м, но закончить её удалось лишь в 1887 году. Самое прекрасное полотно Павел Третьяков выкупил у Сурикова за пятнадцать тысяч рублей, что позволило художнику осуществить давнюю мечту – свозить всю семью в Красноярск.

К сожалению, по возвращении в Москву слабая сердцем супруга Сурикова заболела и умерла. Это стало тяжелейшей потерей, навсегда оставив рану на сердце живописца. После он больше не пытался найти новую спутницу жизни, полностью посвятив себя своим дочерям.

В 1915 году он отправился в Крым на лечение, однако, 6 марта следующего года художник ушёл из жизни. Но помимо своих гениальных произведений, Василий Иванович подарил этому миру новые таланты. Его внучка Наталья Кончаловская была писательницей, а правнуки Никита Михалков и Андрей Кончаловский стали Народными артистами РСФСР.


 

Ольга Сафронова


 


 

Рекомендуем

Поль Гоген. Постмодернизм современности
Эпоха Бродского: мытарства заблудшего
Московский областной театр юного зрителя
Исаак Левитан. Одна жизнь, одна картина, сотни интерпретаций
«400 ударов» как переломный момент в развитии киноискусства
Музей-заповедник «Кижи»
Юкио Мисима. Танец со смертью
Динозаврам – волю («Мир Юрского периода 2» реж. Хуан Антонио Байона)
Одеваться как принцесса: эволюция стиля Кейт Миддлтон
Выставка «Одежды Государства Российского»