Партнеры Живи добром

Интригующая сдержанность Джейн Остин

 

Джейн Остин, английская писательница, сумевшая воплотить убеждения Оскара Уальда, считавшего, что главной целью искусства является эстетическое наслаждение зрителя, в рамках чопорной английской благопристойности. Ее романы продолжают покорять неокрепшие умы молоденьких девушек, погружая их в идеальную, на первый взгляд, среду общества того времени, в котором ей довелось жить.

Да что уж там, не только юных, но и взрослых женщин, мечтающих о простом и разумном счастье.  Джейн – не бунтарь, не революционер, не еретик. Она – исследователь, который не роптал и не сопротивлялся, а лишь наблюдал, без надрыва и лишних эмоций, за происходящим вокруг. Ничего лишнего. Все в рамках приличий. И лишь несоответствие счастливых концов ее романов ее собственной судьбе наводит нас на мысль о том, что Джейн не обошли стороной разочарование, душевная боль и отчаяние, но, это лишь наше подозрение, которое может быть ошибочным.

джейн остин.jpg

В чем заключалось главное счастье английской женщины общества Джейн Остин? Конечно, в четком следовании общепринятым нормам морали, а также, в соблюдении заранее продуманного церковью и государством сценария: удачно выйти замуж, быть хранительницей очага, хорошей матерью. У Джейн все это воплощается в романах, но не в жизни. Она не была замужем и не оставила после себя детей, но оставила нечто более ценное, чем дети - культурное наследие, которое, как известно, живет дольше, чем человек.

Родившись в многодетной семье приходского священника, в городе Стивентон, графство Хэмпшир, Великобритания, Джейн получила прекрасное для того времени образование, частично в Оксфорде, Саутгемптоне и Рединге и по большей части - дома, благодаря отцу, приучавшему дочерей к чтению классической литературы. Также, в семье было принято читать романы, изучать поэзию, беседовать на интеллектуальные темы и обсуждать прочитанное.

Конечно, девушка, выросшая в такой обстановке, обладала, как минимум, незаурядным характером и неким завуалированным нонконформизмом, который проявлялся в том, что погоне за удачным замужеством Джейн предпочла литературное творчество, детально воссоздавая в своих романах  ту реальность, в которой, возможно, ей хотелось жить. Но ради которой она не готова была пожертвовать своей свободой.

остин3.jpg

Биографы Остин предполагают, что в ее жизни был серьезный роман с соседом, молодым студентом, который в будущем сделал блестящую карьеру, став Лордом Верховным Судьей Ирландии. Но, семьи влюбленных были бедны, брак оказался невозможным, и влюбленные расстались. Джейн помогала матери, шила одежду для всей семьи и заботилась о сестре Кассандре, трагически потерявшей своего жениха и со смирением принявшей участь старой девы.

Проводя дни в делах и заботах, она, обладая наблюдательностью, здоровым чувством юмора и трезвым умом, успевала подмечать в окружающих ее помещиках среднего класса характерные и порой комичные черты и нравы. В ее произведениях нет надрыва, драмы, страстей, которые мы можем увидеть у некоторых английских писателей, но есть удивительное, увлекающее читателя исследование человеческого характера, которое заставляет даже придирчивого скептика переворачивать страницу за страницей и наслаждаться здоровым юмором, который никогда не переходил дозволенных границ и не превращался в сарказм.

Почитательницы ее таланта часто сетуют на то, что она прожила «несчастную» жизнь, не вышла замуж, не реализовала себя в «женском» плане. Возможно, это в корне неверное предположение, и подтверждение тому – завуалированная сатира ее романов, их скрытый смысл. Показывая «счастье» типичной женщины той эпохи, ее мысли, цели и средства их достижения, Джейн, с одной стороны, собирает по сей день армии поклонниц, мечтающих о мистере Дарси, его поместье, годовом доходе и волшебной свадьбе своей мечты, назло всем испытаниям и особенностям собственного происхождения и материального положения.

остин 4.jpg

Романы Остин – это в своем роде визуализация модели отношений, прививаемых большинству маленьких девочек. С другой же стороны, Джейн это своего рода Мольер женского романа, не очевидный, сокрытый от поверхностного читателя, но открывающийся тем, кто сопоставляет некоторые факты ее биографии, внешности характера и судьбу в целом с сюжетами произведений.

Джейн не так проста, как кажется, она интригует своей сдержанностью, приличием, образованностью – и, в то же время, невероятной силой характера, способностью сделать выбор и прожить жизнь так, как она сама того захотела: творить, создавая удивительные истории, наблюдать за психологией и реакциями окружающих, тонко подмечая главное и фиксируя все это на страницах своих романов, отказаться от незавидной участи жены какого-нибудь недалекого британского помещика, посвящающей себя бесконечному и бессмысленному уходу за ним.

9245d2253a7fb8869de5ace4a037651c_w960_h2048.jpg

Зачем мы приходим в этот мир? Разве только для того, чтобы выполнить неукоснительно все заветы общества, найти пару, вырастить детей, жить в механике событий, день за днем, год за годом и умереть в недоумении, зачем мы вообще появились на свет, ощущая себя винтиком в системе, которая была до нас и будет после нас, ничего особенного после себя не оставив?

Возможно, Джейн Остин сделала однажды важное открытие – поняла, что главное – это реализовать себя, свой талант в процессе, который является творчеством. Для нее таким процессом была литература, психология, отражение через искусство человеческого характера. Да, у ее благопристойных героинь всегда была одна судьба – удачно выйти замуж, но были ли они для нее воплощением собственной мечты или обыкновенными объектами для исследования, какими, например, являются птицы для орнитолога или насекомые для энтомолога?

остин хор.jpg

Живя скромно, в стесненном финансовом положении, не выйдя замуж и надев чепчик Старой Девы в 30 лет, Джейн, тем не менее, жила как хотела, не переступая через себя и черпая в собственном творчестве все те краски, впечатления и грани жизни, которые делали ее счастливой. Литература и наблюдение, зарисовки человеческой натуры, отношений, историй были ее главной любовью, делом, которому она посвятила всю свою недолгую жизнь.

Джейн Остин является примером для последующих поколений женщин не только благодаря счастливым концам своих увлекательных романов, но, прежде всего, из-за своего незаурядного ума, таланта и умения передать все, что она видела и чувствовала, в своих произведениях, которые, спустя годы после ее смерти, стали обязательными для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании.

 

Анна Брундза



 

Рекомендуем

Русская Марлен Дитрих – Любовь Орлова
Габриэль Гарсия Маркес «Вдохновение приходит только во время работы»
Витрина сердца Анатолия Мариенгофа
Рудольф Нуриев - «Чингисхан танца»
Параллели сквозь время «К 100-летию Давида Ашкенази»
Всегда хорошо одет — стиль Дэвида Бэкхема
Михаил Нестеров – русский художник-живописец
Лучший художник Англии и его нимфы
Не следовать традициям. Конни Уиллис
Людмила Петрушевская: кабаре одного автора