Партнеры Живи добром

Наш современник Григорий Козинцев


В этом году исполняется 110 лет со дня рождения легендарного советского режиссера, сценариста и педагога - Григория Михайловича Козинцева. 


Григорий Михайлович родился 22 марта 1905 года в семье киевского врача. С 1919 года учился в частной школе живописи Анны Экстер. В эти годы он участвует в оформлении сценических площадок, расписывает агитпоезда и праздничные улицы Киева. В поисках «собственного» искусства, Козинцев со своим другом - одесситом Леонидом Траубергом – провозглашает новое течение в искусстве – «эксцентризм».  Направление должно было отражать ритм эпохи и формировать  соответствующее поколение. «Эксцентризм» опирался на низкие, уличные жанры – цирк, мьюзик-холл, бокс. В июле 1922 года начала свою работу Фабрика Эксцентрического актера – ФЭКС. В новой театральной мастерской одновременно занимались обучением молодых актеров и постановкой спектаклей. Премьера ФЭКСа состоялась 25 сентября 1922 года, когда зрители увидели пародию на «Женитьбу»  Н.В. Гоголя в исполнении цирковой эстрады «эксцентристов». 


Григорий Козинцев


После 1923 года Козинцев вместе с Траубергом пробуют свои силы в кино, преобразуя театральную мастерскую в киномастерскую ФЭКС – они переносят принципы «эксцентричного» театра на экран. Первый короткометражный фильм -  «Похождения Октябрины» (1924), был попыткой соединить политику с цирковым представлением, где площадкой для эксцентричных номеров служили улицы Петербурга. Во второй короткометражной ленте - «Мишки против Юденича» (1925) – снялись первые ученики мастерской Козинцева.


Вслед за первым полнометражным фильмом «Чертово колесо» (1926), важным и поворотным произведением в фильмографии Козинцева и Трауберга – становится «эксцентричная» интерпретация «Шинели» (1926) по сценарию Ю. Тынянова. Фильм поражает своей образностью, глубиной и богатством изобразительных средств. А работа талантливого оператора Андрея Москвина невероятно тонко передает атмосферу Петербурга и душевные переживания героя. Стилистически фильм в точности передаёт манеру Гоголевского письма средствами экрана. Экранизация «Петербургских повестей» Гоголя стала классикой советского немого кино.


После первых кино-успехов, Козинцев был уже не просто на пути к искусству – он чувствовал его вкус, а потому упивался работой, не теряя ни минуты. В 1929 году выходит историческая мелодрама «С. В. Д.», названная Шкловским «самой нарядной лентой Советского Союза». Важное место в творчестве режиссера занимает кинотрилогия о Максиме («Юность Максима» 1935, «Возвращение Максима» 1937, «Выборгская сторона» 1939), также созданная в сотрудничестве с Траубергом. Историко-революционная эпопея повествует о простом рабочем парне Максиме, который вмиг становится любимым героем советских зрителей. 


Григорий Козинцев


По свидетельствам современников – Козинцев очень любил свою работу и отдавался ей без остатка. Григорий Михайлович не спал ночами, поздно возвращался со съемочной площадки, без конца что-то записывал, был погружен в работу и, казалось, ни о чем другом больше не думал. В его голове постоянно крутились мысли, новые сюжеты, герои, характеры. 


Из воспоминаний супруги Козинцева – Валентины Григорьевны: «Как-то зашел к нам по делу московский киновед и за обедом почему-то заговорил о своих семейных неурядицах, в частности долго говорил о каких-то неприятностях у его сына. Григорию это было абсолютно неинтересно, но он сидел с внимательной полуулыбкой, я видела, что думает он о своем, о работе. Когда киновед замолчал, Григорий Михайлович вежливо сказал: «У вас, кажется, сын есть… Как он поживает?...»


В 1927 году киномастерская ФЭКС вливается в Ленинградский институт сценических искусств, в котором Козинцев преподает. А в 1931 году, с выходом первого звукового фильма «Одна», Козинцев ненадолго возвращается в театр, и, словно соскучившись по сцене, ставит «Короля Лира» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлета» (1954). Он очень любил Шекспировских героев, они были ему близки, а потому – он вкладывал в них свою жизнь и мироощущение.


Уже зарекомендовав себя мастером экранизаций, Козинцев получает приглашение от главы Ленфильма Сергея Васильева с поручением (план экранизации классики) – снять киноверсию «Дон Кихота». Тогда Козинцев пишет в своем дневнике: «Дон Кихот – баллада о нищем…Как бы сделать этот фильм не просто реалистичным, но и поэтическим, народно-эпическим. А может быть, есть и моменты сгущения гротеска, буффонады и патетики».


Снятый в 1957 году «Дон Кихот» стал классической и «самой испанской» экранизацией произведения. А по-настоящему мировая известность пришла к Козинцеву с выходом «Гамлета» (1964). Фильм долгое время не допускали к производству, ведь к тому моменту существовало уже 16 экранизаций «Гамлета». Наконец, получив разрешение на производство фильма, Козинцев родил на свет настоящий шедевр, который долгое время носил в голове. Эта лента до сих пор считается непревзойденным результатом режиссерской и актерской работы. Талантливая, искренняя игра молодого Иннокентия Смоктуновского, пронизывающая музыка Дмитрия Шостаковича и, конечно, гениальная режиссура Григория Козинцева – сделали фильм бессмертным шедевром мировой кинематографической классики.


Григорий Козинцев


«Мы не репетировали будущих кадров (они омертвели бы до съемки), а входили в духовный мир героев, создавали питательную среду ассоциаций; пробовали – в наметке – средства выражения».


Подобно Шекспировским героям, Козинцев возносил свои мысли над окружающей действительностью. Он всегда докапывался до истины и глубоко проникал в сюжет произведений, извлекая самое важное и актуальное. Не менее успешной стала и экранизация «Короля Лира» (1971), также получившая мировое признание и множество кино-наград. 


Кроме многочисленных фильмов и постановок, Григорий Михайлович оставил несколько теоретических трудов – «Наш современник Вильям Шекспир» (1962), а также монография «Глубокий экран» (1971). Кроме теоретической деятельности, Козинцев активно преподавал во ВГИКе (1941-1964) и в мастерской «Ленфильма» (1965-1971). Известные режиссеры, такие как Э. Рязанов, С. Ростоцкий, И. Авербах, Ю. Клепиков, В. Катанян и другие – были учениками Григория Михайловича.


«Пространство трагедии» (1973) – работа, которая представляет собой дневник режиссера – была издана посмертно. Английский издатель Эдвард Томсон в главе-воспоминании пишет: «Кто-то спросил, почему у него в «Короле Лире» шут остается до конца, ведь у Шекспира он исчезает в третьем акте? «Я так люблю этот персонаж, так люблю этого артиста, что не мог допустить, чтобы он когда-нибудь умер» - ответил Григорий Михайлович».


11 мая 1973 года, через два месяца после этих слов Григорий Михайлович ушел из жизни. Но он живет вместе со  своими героями, находясь вне пространства и времени – в вечности.



Георгий Колычев



 

Рекомендуем

Увидеть чудеса возможно
Книга недели. Борис Виан «Пена дней»
Терри Пратчетт: один из самых читаемых авторов Великобритании
Роман Айн Ренд как библия объективизма
Франссуа Ларошфуко: как охотники за славой приходят к философии
Копенгаген: маршрут на выходные
Евгений Гришковец «Предисловие к роману»
Волшебник из страны СССР Александр Птушко
Георгий Граубин. Жизнь замечательных детей
World Corporate Golf Challenge приветствует олимпийский сезон