Пропасть Пустыни («Дюна», реж. Дени Вильнёв)
«Я не должен бояться. Страх убивает разум. Страх — это малая смерть, влекущая за собой полное уничтожение. Я встречусь лицом к лицу со своим страхом. Я позволю ему пройти по мне и через меня. И когда он уйдет, я обращу внутренний взор на его путь. Там, где был страх, не будет ничего. Останусь лишь я».
По утрам на Арракисе температура за считанные минуты становится невыносимой, а солнечный ветер поднимает в воздух сотни тысяч песчинок спайса — самого драгоценного и уникального вещества во Вселенной, приводящего в движение космические корабли. Спайса, который можно добывать только ночью, опасаясь огромных песчаных червей Шай Хулудов, способных в мгновение ока поглотить что угодно и обрушить человека, зверя или машину на зыбучее песчаное дно. Планета Арракис, или Дюна — родной дом голубоглазых кочевников-фременов, цивилизации песка, ждущей появления Мессии, который должен спасти их и повести за собой в светлое будущее. Но вот уже 80 лет безжалостные наместники из Великого Дома Харконненов контролируют эти богатейшие земли по воле самого Императора. Однако воля Императора, как и всё в этом мире, изменчива — и вот Харконнены отправляются восвояси, а во владение Дюной вступает герцог Лето Атрейдес (Оскар Айзек) вместе с наследником Полом (Тимоти Шаламе) и наложницей Джессикой (Ребекка Фергюсон). Но, похоже, это не сулит им большой выгоды, а напротив, грядут большие беды. Тем более, что юный герцог Пол Атрейдес видит вещие сны, которые вот-вот начнут сбываться.
Своим выходом в максимально широкий прокат «Дюна» уже может оправдать существование кинотеатров как таковых. Тут легко впасть в банальность, но спорить бессмысленно: это то самое кино, которое необходимо смотреть на самом большом экране из доступных — чтобы пересыпать в руках искрящийся песок, чтобы вдыхать его пряный запах и ощущать свою ничтожность в сравнении с исполинскими планетами и огромными космическими кораблями. Хотя, наверное, не каждый сможет испытать здесь детский восторг. Всё же интонация 165-миллионной экранизации, как и оригинальной книжной серии Фрэнка Герберта, предельно серьёзна — пусть Вильнёв, оскароносный сценарист Эрик Рот и автор «Прометея» Джон Спейтс изредка и разбавляют серьёзность микроскопическими шутками. Но так даже лучше, всё же это не Marvel, а в эпосе шоустопперам не место.
И тем не менее — ошибкой было бы назвать «Дюну» Вильнёва неудачей, ведь фильму есть чем приковать к экрану. Здесь воздух прорезают прекрасные орнитоптеры (вертолёты в виде железных стрекоз!), а перед глазами расстилаются гипнотические виды пустыни почти как в «Лоуренсе Аравийском» Дэвида Лина (съёмки велись в Иордании). Здесь суперзвёздный актёрский состав, в диапазоне от Тимоти Шаламе и Зендеи до Джоша Бролина, Хавьера Бардема, Стеллана Скарсгарда и Шарлотты Рэмплинг, и у каждого — хотя бы один эффектный выход/сцена/монолог. Сразу несколько красочных планет с разным климатом, при виде которых сразу начинаешь вспоминать «Звёздные войны» (ни для кого не секрет, что при создании своей вселенной Джордж Лукас вдохновлялся в том числе и романами Герберта). Эффектная песчаная буря почти как в последнем «Безумном Максе». Масштабные баталии с многоступенчатыми взрывами и политические интриги благородных аристократических домов, заставляющие искать параллели уже с «Игрой престолов» Джорджа Мартина. Происходит странная вещь: самим фактом экранизации Вильнёв со своей командой совершает как бы обратное заимствование, что-то сродни культурной и образной апроприации — хотя по его словам, напротив, возвращается к самой книге. И вообще, словно бы снимает «документальный фильм о будущем человечества».
Это Новое Средневековье в футуристических декорациях, где люди перестали полагаться на механический разум и вновь строят экономику на добыче ископаемого наркотика, столь же утопично, сколь и реально. Никто не знает, что ждёт нас через пару тысяч лет, да даже и через пару столетий. Однако темы колониализма и взаимодействия с коренным населением той или иной территории на редкость остры: постколониальная теория до сих пор в тренде научных исследований, не говоря уже об экологических проблемах. Ведь, согласно фильму и книге, планета Арракис когда-то была зелёным раем, который аборигены-фремены, срисованные с бедуинов, так жаждут вернуть. В 1965 году, когда «Дюна» Герберта увидела свет, эти идеи были революционными; сейчас стали общим местом, но ведь успешного плана по спасению экологии планеты Земля, в отличие от Арракиса, до сих пор не появилось.
Но ведь эта экранизация и не скрывает того, что является всего лишь подробной и обстоятельной экспозицией фантастического мира: в оригинале у ленты Вильнёва даже есть подзаголовок «Часть первая». А что касается соответствия книге, то сюда вошло меньше половины от первого из шести написанных Гербертом романов, так и не поддавшихся ни Дэвиду Линчу, ни Алехандро Ходоровски. Но, возможно, это даже и к лучшему: трансцендентные истории о Мессии, предопределении и роли личности в истории обязательно должны обещать больше, чем могут предложить на данный момент, иначе грош им цена. А это и вправду только начало Большого Пути из солнца, огня и песка, который раз и навсегда изменит судьбу всей вымышленной Вселенной.
«Дюна» — уже во всех кинотеатрах. Иван Цуркан |
Рекомендуем |