Карл Росси: вознесённый славой
"Рим строгостью его отметил величавой. Он, взвесив замысел, в расчёты погружён, На невских берегах воздвиг чертоги славы И выровнял ряды торжественных колонн." Всеволод Рождественский.
В 1786 году в Санкт-Петербург из солнечной Италии приезжает Шарль Ле Пик – танцор, балетмейстер, приглашенный возглавить труппу в Российской Империи. С ним в Россию переехала всемирно известная балерина Гертруда Росси и её десятилетний сын Карл. Тогда никто из них еще не знал, что Гертруде предстоит сделать головокружительную карьеру в труппе своего мужа, а её сыну – стать величайшим именем в архитектурной истории Северной столицы.
Карл Иванович Росси родился в 1775 году в Неаполе, его отцом был итальянский граф Джованни Росси. Вскоре после переезда в Россию он поступил на обучение к известному архитектору Винченцо Бренна. Тот в 1795 году занимался строительством дворцов Павла I в Гатчине и Павловске, на стройку он впервые пригласил и девятнадцатилетнего Росси. Через год ученик и учитель вместе участвовали в строительстве Михайловского замка – главной мечты императора Павла I и по совместительству последнего места его проживания. Александр I, новый император, не захотел держать подле себя никого из окружения отца: он снимает с должности Бренна и Росси, но последнего он восстанавливает уже через неделю. Перед отъездом из России, Бренна выпрашивает для Карла командировку в Европу для усовершенствований познаний в архитектуре. В 1802 году Росси отправляется в Италию. Он 4 года учится в Флорентийской академии, изучает архитектуру Рима и других городов. В Петербург Росси вернулся с неукротимым желанием получить звание архитектора, и спустя два года ему это удаётся. На должность старшего архитектора его приглашают в Москву. «Первым произведением его искусства был прекрасный деревянный театр на Арбатской площади. Росси был ещё красив и молод, к тому же был артист с иностранным прозванием – половины этих преимуществ достаточно, чтобы пользующиеся ими в Москве обрели рай». Карл составлял ещё много планов постройки зданий, но ни одно из его творений за тот период не сохранилось, все они были полностью уничтожены во время пожара 1812 и революции 1917 года. В начале 1809 года Росси поручается реконструкция дворцового комплекса в Твери, туда должны были переехать сестра императора Екатерина Павловна с мужем. Полуразвалившийся дворец нужно было сделать достойным императорской фамилии, и Росси это удалось. Работы были закончены за три месяца. До 1814 года Росси работал ещё в нескольких небольших городах, в основном реставрируя старые здания. За труды архитектора представили к награде: ордену святого Владимира.
В 1814 Карл Росси возвращается в Петербург, но там подходящей работы для него не находится. К тому же, он весь погряз в долгах. По решению суда все долги за неимением достаточно ценного имущества должны были списываться с его жалования. Росси получал 1500 рублей в год. В 1816 году его карьера, кажется, начинает налаживаться: он становится членом Комитета строений и гидравлических работ. «Старшим по чину и первым по вкусу и таланту между нами был Росси», - будет вспоминать позже один из участников собраний. Свой первый серьёзный заказ архитектор получил только в 40 лет: Александр I подарил брату Николаю Аничков дворец, его необходимо было отстроить, заново отделать парадное помещение. Росси предложил пойти дальше: перестроить соседнюю площадь. Дворец окружали неприглядные здания: полуразрушенные, обветшалые, они представляли собой разочаровывающую картину. Однако, тогда план не удалось осуществить, было отстроено всего два соседних здания. Император и его брат оказались настолько довольны заказом, что сразу же за этим последовал новый – перестроить Елагин дворец для императрицы-матери. Существовавшее здание Росси кардинально меняет, отчего барский дом превращается в полноценный дворец. Он устраивает интерьер, рисует узоры для дверей, лестниц, холла, впервые выводит кухонные окна на улицу, чтобы не раздражать посетителей дома. Тогда же, пока ещё строится Елагинский дворец, Росси поступает новый заказ: построить дворец для младшего брата, Михаила. Впервые архитектор не будет перелицовывать готовые здания: Михайловский дворец Карл Росси построит сам, от фасада до фронтона. Ещё закладывается основа дворца, а Росси уже строит планы по изменению окружающего его пространства: рисует эскизы зданий, которым предстояло обрамлять его шедевр. Он перестраивает улицы, засыпает каналы, и перед дворцом разворачивается небольшая площадь. К планировке города Росси относился так же, как и к зданиям: улицы – это коридоры, площади – комнаты. Все гармонично, починено единственному стилю и в то же время разнообразно по богатству впечатлений. В 1825 году состоялось освещение дворца.
Теперь Карл Иванович считается самым высокооплачиваемым архитектором в России, но денег ему катастрофически не хватает: у него большая семья, он постоянно находится в долгах. В 1819 году, когда начинается постройка Михайловского дворца, император поручает Росси отстроить площадь Зимнего дворца. Там предстояло поставить здание Министерства иностранных дел и Главный штаб Империи, на которую после войны 1812 года со страхом смотрит вся Европа. Карл Росси создал произведение искусства: арку, соединяющую два здания в одно, прямо перед Зимним дворцом, ту самую арку, которая наравне с разводными мостами является символом Санкт-Петербурга. Император выделяет Карлу 100 тысяч рублей на новый дом, но все деньги уходят на покрытие долгов. Архитектор уже не молод, он часто болеет. К тому же его преследуют постоянные конфликты с руководством. На него часто пишут докладные, начальство недовольно тем, что архитектурный гений не советуется с Комитетом и не появляется на заседаниях. Против него плетутся интриги. В последние годы своей жизни Росси строит Александрийский театр, но, когда он просит наградить всех участников строительства, ему отказывают. Заключительное крупное творение архитектора, этот самый театр, открывается в 1832 году, а через несколько дней Росси подаёт в отставку. И её мгновенно принимают. До конца жизни Росси привлекают к различного рода работам, но за труд не платят – довольно с него и пенсии. В 1849 году он ведёт отстройку Александрийского театра, ремонтирует ложи, а в Петербурге свирепствует холера. Через несколько недель Карл заразился от одного из своих рабочих, слёг и умер на следующий день. В «Северной пчеле» разместили небольшой некролог в память о великом архитекторе, а вскоре имя Росси было надолго забыто. Потомкам остались только архитектурные творения великого Росси: Сенатская, Дворцовая, Михайловская и Александрийская площади – шедевры, созданные великим умом всего за 15 лет.
Ирина Захарова
|
Рекомендуем |