Блеск и нищета нелюбви. Премьера спектакля «Женитьба» в театре «Модерн»
В конце февраля театр «Модерн» собрал зрителей на премьеру, в которой все неожиданно: от выбора актрисы на главную роль до своеобразия драматургической компиляции и режиссерского взгляда на известный сюжет. Редкий театр оставил без внимания пьесу Гоголя «Женитьба». В ней собрано большое количество выразительных социальных типов, ярко представлен чиновничий Петербург гоголевской эпохи, присутствуют блестящий язык, бездна юмора, и, конечно же, любовный сюжет. Вот тут и возникает некоторая несообразность, на которую обратил внимание постановщик Юрий Грымов: фабула пьесы основана вовсе не на любви, а скорее на ее отсутствии. Многочисленные женихи в комедии настолько характерны и живописны, что за фееричной чередой их выходов слегка затуманивается женская линия, линия невесты, чьи несбывшиеся чаяния и надежды добавляют комедии истинного трагизма. Немного отодвинув в сторону соискателей руки, добавив к Гоголю схожие по тематике произведения других авторов, Грымов создал меланхоличную и симптоматичную собственную историю о женской доле в обществе в любую эпоху.
«Женитьба» в «Модерне» — это, по словам ее постановщика, «птица-тройка» или симбиоз трех известных пьес. К Николаю Гоголю присоединяется Александр Островский с «Женитьбой Бальзаминова» и Антон Чехов с «Предложением». В этом обширном драматургическом материале Юрий Грымов отыскивает свою «жемчужину» — тему женской судьбы, одиночества и вечного поиска. «Это все произведения о «вечной невесте», — говорит режиссер и смело приглашает на главную роль яркую талантливую певицу, звезду шоу-бизнеса, но дебютантку на театральной сцене Лолиту Милявскую. Не стоит скрывать, что этот вдохновенный и удивительный выбор задолго до премьеры привлек внимание к новому спектаклю. На пресс-конференции актриса призналась, что фантастический новый опыт жизни на большой сцене оказался невероятно "нервозатратным", и она не посоветовала бы никому из коллег не только завидовать ей, но и даже пускаться в подобное плавание сразу в главной роли. «Лучше начинать с чего-нибудь эпизодического», — рекомендовала Лолита, не расстающаяся теперь с аптечкой в сумке.
Сразу хочется развеять сомнения: как и многие неактеры дебютантка очень непосредственна на сцене, играет вдумчиво, подробно и жизненно. Влияние режиссера Грымова, умеющего ставить задачи и вытаскивать из актера ровно то, что он хочет сказать, ощутимо почти на материальном уровне. Наверное, стартовать в профессии у такого режиссера — большое счастье. Лолита Милявская (Агафья Тихоновна) не пропадает в тени звездного состава театра и блистательной Анастасии Светловой (Сваха), для которой это также первая роль на сцене «Модерна». Грымов делает комедию, полную аллюзий, сравнений, забавных погружений в тайные смыслы сюжетов, слов, характеров, костюмов. Публика любит такую игру, в которой ей предлагают искать и находить отгадки, узнавать, понимать авторскую мысль и следовать за ней. Поначалу искусственное смешение трех разных произведений заставляет ждать их хорошо известного продолжения и завершения. Этот тот самый случай, когда начитанность и насмотренность могут помешать стать невольным препятствием для восприятия. До тех пор, пока не выуживается из трех пьес один четкий авторский смысл, пока он не становится нитью, ведущей за клубком действия. Как известно, Гоголь не скупится на гротескные говорящие фамилии для своих персонажей. Мало кто из зрителей помнит, что девица Агафья Тихоновна прозывается Купердягиной. Несмотря на комическое начало, которое придается такой фамилией образу, в нем с самого блестяще обставленного появления героини на сцене (ах, какой тонкий и подлинно смешной намек на шоу-происхождение актрисы в этом выходе!) нет ничего вдохновляющего на смех. В центре истории, которую рассказывает Юрий Грымов, — Женщина.
На сцене царит женщина: не глупая, не корыстная, не настолько молодая, чтобы жаждать страсти. Она ищет отношений, ищет опору, человека. Очень скоро Агафья Тихоновна понимает, что вокруг нее идет определенного рода борьба за счастье, которое каждый из многочисленных женихов и их представителей видит по-своему. В этой конкуренции сама невеста — всего лишь средство достижения цели. Героиня честно пытается разглядеть в кандидатах что-то достойное и слепить себе мужа «из того, что было», но, в конце концов, готова остановиться на самом не меркантильном представителе — маменькином сынке, инфантильном переростке Подколесине (Юрий Анпилогов). Миру стяжательной любви, в котором существуют герои пьесы, вторят затейливые декорации, звук и костюмы. Они музыкально и визуально переносят зрителей в эпоху разрухи девяностых, когда серп и молот с высоты красного знамени падают под ноги и выносятся на свалку истории. Жизнь на гигантском мусорном полигоне среди отходов и остатков былой роскоши никак не располагает к любви, зато вполне подвигает к поискам выгоды во всем, даже в браке. Броская и нарочитая нищета гранжевых одеяний равняется нищете духа. Тем не менее в костюмах женщин, одетых пестро, многослойно и многоцветно, проскальзывает эпоха комедий дель арте с ее арлекинским шиком. Автор словно берет женщину под защиту: кажется, вот сейчас они сбросят половину юбок и станут прозрачны и стройны телом и духом. Показательно, что красный дырчатый свитер, в который зябко кутается Агафья Тихоновна, и вовсе восходит к последним тенденциям моды от-кутюр (художник по костюмам Ирэна Белоусова).
На пресс-конференции Юрий Грымов вскользь упомянул, что пробует написать сценарий о девяностых. В новом спектакле он будто бы уже начал развивать эту тему. Или наоборот — сценографический и смысловой ряд постановки послужили стимулом к дальнейшему творческому осмыслению самых критических лет жизни новой России. В любом случае блестки, которые почти безостановочно осыпаются на сцену, не становятся проблесками счастья и не могут развеять перманентной меланхолии незадачливой невесты. Не потому ли конец комедии покрыт трагизмом и грустью? О чем думает в вечной компании с телевизором одинокая Агафья Тихоновна? Наверное, о том, что в мире нелюбви у умной женщины нет шансов на понимание и взаимность, а есть только вечный Омар Хайям с его «и лучше будь один, чем вместе с кем попало».
Дарья Евдочук
|
Рекомендуем |