Партнеры Живи добром

Марк Захаров: «Раньше я впрыгивал на сцену...»

«12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Юнона и Авось», «Формула любви», «Убить дракона». Нет, это не список самых популярных фильмов ХХ столетия, хотя, безусловно, они в нем числятся. Помимо грандиозного успеха, каждую из этих кинолент объединяет еще кое-что, нечто не столь большое, но невероятно значимое. Все эти фильмы связывает между собой одно лишь имя, без которого они, возможно, не прогремели бы на всю страну, не остались бы в сердцах миллионов, не пересматривались ежегодно за праздничным семейным столом. Позвольте представить. Сценарист, актер и режиссер — Марк Анатольевич Захаров. 

Вся его жизнь — череда смелых поступков: где бы он ни работал, в театре или в кино, он всегда ходил по краю и всю жизнь боролся за право быть свободным. Десятки раз ему пытались запретить заниматься режиссурой, грозили увольнением и лишением московской прописки, но Марк Захаров не оставлял своих задумок и делал так, как чувствует. А чувствует он очень тонко и чутко. 

Родился будущий режиссер 13 октября 1933 года. Коренной москвич из небогатой, но интеллигентной семьи, с детства любил посещать театр и мечтал связать с ним свою жизнь. Мать, преподаватель в драмкружке, такой судьбы сыну не желала, потому, когда юный Захаров, решивший поступать в институт на факультет актерского мастерства, с треском провалил отборочный конкурс, не слишком огорчилась. После неудачной попытки, огорченному Марку ничего не оставалось, как забыть о мечте и подать документы в инженерно-строительный институт, но и тут его ждало разочарование. Недобрав минимального количества баллов, Захаров был зачислен на отделение канализации и водоснабжения. В ситуации выбора между канализацией и творчеством мать была вынуждена уступить. Она сама помогла сыну подготовиться к вступительным экзаменам в театральное училище, и в 1951 году он был принят на актерский факультет одного из самых престижных ВУЗов страны, ГИТИС. Несмотря на огромное стремление, особого таланта у юноши не обнаружилось. Захарову нравилось посещать занятия, нравилось весело и с пользой проводить время, но этого оказалось мало. Самым ярким событием, произошедшим с ним за годы учебы, стала встреча  со своей будущей женой, Ниной Лапшиновой, обладавшей харизмой и незаурядными актерскими способностями. Ее талант, в отличие от Марка, не остался незамеченным окружающими. Знакомство произошло в университетской типографии. «Она была редактором студенческой газеты, а я рисовал карикатуры», - вспоминает Марк Захаров. Нина Лапшинова сыграла огромную роль в жизни начинающего актера, именно благодаря ей появился режиссер Захаров.

Марк Захаров

После окончания ГИТИСа ее пригласили в несколько театров, ему же предложений не поступило. И вот коренной москвич отправляется в Пермь, где по распределению его помещают в местный драм театр. Нина, недолго думая, едет за ним. Там пара расписывается. В 1959 супруги возвращаются обратно в Москву. Ее приглашают в театр миниатюр, на что она соглашается только при условии, что возьмут и мужа. Администрация принимает условие настойчивой артистки. С театром миниатюр у Нины были связаны особые воспоминания: в нем работала и ее мать. С детства девочка проводила там много времени и всегда была убеждена, что никогда, ни за что на свете не пойдет туда работать, потому что не хочет. Судьба распорядилась иначе. В 1962 году у семьи Захаровых родилась дочь Саша. Средств для существования было немного, поэтому жить приходилось в квартире родителей Нины, где на протяжении нескольких лет они ютились в крохотной комнатке. В школе Саша училась неважно, прогуливала уроки, но делала это изобретательно: надев школьную форму только к обеду, пока родители спали после ночных репетиций, она будила их со словами: «Вы все еще спите, а я уже с занятий вернулась». Единственному ребенку все сходило с рук, родители относились к ее выходкам с юмором. 

Великим артистом Захарову стать так и не удалось. Лапшиновой пришла в голову новая идея: попробовать мужа в роли режиссера. Именно на эту должность в 1964 году, по знакомству, она устроила его в студенческий театр МГУ, где позже на него обратил внимание художественный руководитель театра Сатиры Валентин Турчик. Захаров был согласен на любую черновую работу, лишь бы не играть больше на сцене. В 1967 году Марк Захаров впервые самостоятельно ставит спектакль под названием «Доходное место». Цензура не одобрила данную постановку, но до принятия этого решения успели состояться уже порядка 30 представлений. Зритель оценил талант начинающего режиссера, так имя Захарова впервые появилось на слуху. Но это еще не все, театр Сатиры сблизил режиссера с большим количеством талантливых людей и подарил дружбу с двумя фантастическими актерами - Андреем Мироновым и Александром Ширвиндтом, которых позже снял у себя в фильме. Эта троица любила повеселиться. Однажды, провожая на вокзал Миронова с женой в свадебное путешествие, Ширвиндт предложил положить в чемодан новобрачных кирпичи, туда же вложили портрет Ленина. Супруга Миронова не оценила шутки и предложила сменить друзей. Однако этого не произошло. Похожая ситуация сложилась чуть позже. В этот раз поездом на съемки в Харьков отправился Ширвиндт. Друзья, чтобы ввести его в замешательство, ночью, заняв немного денег, самолетом отправились в Харьков, чтобы там встретить ничего не подозревающего артиста. Александр испытал потрясение, когда прибыл на платформу. История закончилась тем, что шутники приняли участие в массовке фильма.

Захаров вновь и вновь ставил новые спектакли, но большинство из них не доходили до зрителя: цензура не пропускала. Репутация режиссера среди правящих верхов была сомнительна. Двусмысленность тестов спектаклей и отец, осужденный по политической статье — внимания персона Марка Захарова привлекало немало. Но, к всеобщему удивлению, в 1973 году его назначили художественным руководителем государственного театра имени Ленинского Комсомола (Ленком). В тот период дела у театра шли не очень хорошо, публика перестала посещать спектакли, доходность резко сократилась. Захарову удалось кардинально изменить ситуацию. В зале был аншлаг. Основную труппу новый художественный руководитель менять не стал — последствия могли быть самыми разными, но он разбавил ее свежими лицами: вслед за успешным режиссером пришли хорошие друзья - Леонов, Абдулов, Янковский. Захаров сыграл немалую роль в судьбе каждого из этих артистов — все они снялись в главных ролях в его фильмах. Очевидцы вспоминали, что театр быстро приобрел популярность: зрители стояли в очереди за билетами, а вся труппа могла позволить себе ходить в новомодных болоне и джинсе, которые достать было практически невозможно. Изменился и сам режиссер: Марк Анатольевич оценил подарок со стороны правительства и старался избегать конфликтов с властью. Спектакли не вызывали пререканий и не подвергались цензуре. Он вступил в партийные ряды.

Ленком

Успех театра состоит не только в гениальных способностях мастера, но и в строгой дисциплине, царящей на театральных подмостках. До сих пор подход Захарова к репетициям не изменился. Похвалы от режиссера артистам ждать не приходится, а на замечания он не скупится, опозданий не терпит, труппу держит на расстояние, авторитет мастера считается непререкаемым, а власть его - безгранична. Любовь актеров к своему руководителю граничит со страхом, за глаза артисты называют его Мрак Анатольевич. Сам режиссер, кажется, рад такому подходу. Во время спектаклей Захаров тоже не разменивается на добрые слова: «Ходить возле гримерок очень опасно. Если, когда идет спектакль, зайти и сказать: «Ребят, очень хорошо!» - то наступает спад». В 1974 Захаров решает поставить новый спектакль «Тиль», по пьесе своего друга и единомышленника Григория Горина. Постановка имеет успех у публики, позже именно с ней труппа отправится на гастроли в Польшу, Болгарию и Чехословакию. Одну из главных ролей в этом спектакле исполнила еще никому неизвестная Инна Чурикова, эта пьеса стала началом ее громкой карьеры. 

Игроки

 В 1977 году выходит новая интерпретация фильма «12 стульев», где главную роль исполняет А. Миронов. Для Захарова это был огромный риск: всего пятью годами ранее вышел этот же фильм под руководством Гайдая, пробы у которого ни Миронов, ни Папанов не прошли. Однако новый вариант кинокартины представлял совершенно другое кино. Самостоятельно переписав сценарий, Захаров превратил комедию в мюзикл, музыка из которого стала культовой. Музыкальное оформление, вместе с впечатляющими световыми и шумовыми эффектами, стали теми особенностями, которые отличают захаровское кино. Диалоги героев разобрали на цитаты.

1 января 1979 впервые на ТВ вышел фильм «Обыкновенное чудо», впервые прославивший имя Александра Абдулова. Странно подобранная дата определила всю дальнейшую судьбу картины: она обрела популярность и теперь показывается в основном в новогодние каникулы, хотя никакого отношения к празднику не имеет. В этом же году выходит на экраны фильм «Тот самый Мюнхгаузен», ставший классикой отечественного кино. Сыгравшие роль супружеской пары, Янковский и Чурикова наутро проснулись знаменитыми. Захаров, для большей комичности сцен, ставил перед ними задачу немного переигрывать, итог мы можем увидеть собственными глазами — комедия удалась. Однако Захаров не был до конца уверен, как воспримут картину критики, одобрит ли цензура, но конфликтов не возникло.

Обыкновенное чудо

В 1981 году выходит культовый спектакль «Юнона и Авось», который с годами лишь набирал популярность. Так, в 2002 году, через девятнадцать лет после премьеры, было принято решение экранизировать постановку. В 1983 году, по рекомендации известного французского кутюрье Пьера Кардена, спектакль был вывезен за границу, что было очень редким явлением. Разрешение получили не сразу: правительство не хотело отпускать труппу в капиталистическую страну, тем более с Захаровым, имевшим скандальную репутацию и отцовскую судимость, но авторитет Кардена оказался сильней.

Юнона и Авось

В 1982 году снимается фильм «Дом, который построил Свифт». В этой работе Захаров снял свою дочь, на тот момент студентку Щукинского училища. Родственные связи на работе режиссер не приветствовал, поэтому Александра была в равных со всеми условиями. Зная придирчивый характер отца, юная артистка была одной из не многих на площадки, кто к моменту съемки знал наизусть весь свой текст. После выхода фильма в прокат, Захаров признался, что ему понравилось, как сыграла Саша. Дочери повезло больше, свою жену Захаров снял в фильме лишь однажды, это была второстепенная роль в картине «12 стульев». 

В 1984 году выходит фильм «Формула любви», сценарий к которому был написан давним другом режиссера Г. Гориным. Знаменитая песня «Уно моменто» писалась лично под надзором Марка Захарова. Однако слова, вошедшие в название песни, были единственными, которые знал на итальянском постоянный композитор захаровских фильмов Г. Гладко. По легенде, куплет написала девушка-переводчица, которая потом куда-то бесследно пропала, а постоянный автор стихов Ю. Ким даже не знал о написании песни. С тех пор принято считать слова песни Гладко и народные.

Формула любви

В 1988 выходит последний из самых популярных фильмов режиссера - «Убить дракона». Фильм имеет за собой скрытый подтекст, из-за которого цензура долго не выпускала его на экраны. Главная идея картины — необходимость искоренить в себе раба, т.е. «убить дракона», что было недопустимо показывать в коммунистической стране. Не помогали никакие связи. Фильмы вышел лишь спустя несколько лет. 

С 1983 является преподавателем кафедры режиссуры в ГИТИСе, а также числится профессором в РАТИ. Обладатель десятков наград, удостоен званий Народный артист РСФСР (1988) и Народный артист СССР (1991). В 2000 году написал книгу, посвященную своему делу, под названием «Суперпрофессия». Прошлое столетие ознаменовалось триумфом великого режиссера. Сняты порядка двадцати фильмов, сценарии к половине из которых он написал собственноручно, большая часть из них вошла в классику советского кино, поставлены десятки спектаклей, прославлены сотни имен, покорены тысячи сердец. 

Марк Анатольевич Захаров — человек поистине уникальный, не найдя себя на сцене, он сумел создать один из лучших театров России, во главе которого находится уже более сорока лет. Через его жизнь прошли судьбы сотен людей, навсегда сохранившихся в памяти зрителя. Умение бороться за свои убеждения и побеждать, делать то, что нравится самому и окружающим — вот то немногое, что можно сказать об этой бесспорно значимой персоне в мире отечественного театра и кино.

 

Мария Сурмина


 

Рекомендуем

Торквато Тассо. Улыбаясь смерти
Кино. Личность. Алескей Балабанов
Anastasia Dokuchaeva / FW 2018-2019
Музей-заповедник «Кижи» примет участие в международной туристической выставке «Matka-2018»
Живопись Елены Ненастиной в музее Востока
Аль Пачино. Злодей и Мастер
Фестиваль моноспектаклей SOLO объявил первых участников. Ян Фабр, Дени Лаван и Роберто Латини в Театральном центре СТД РФ «На Страстном»
Мастерская кино
Денис Власенко "Ремесла в профессии больше, чем творчества"
«Портрет Дориана Грея» в Театре на Юго-Западе