Партнеры Живи добром

Чтобы танцевать, как Павлова, нужно быть Павловой! Полная тайн жизнь легендарной балерины


В главном здании Театрального музея имени А.А. Бахрушина совсем недавно открылась выставка «Анна Павлова. Бессмертный лебедь». Она посвящена жизни и творчеству великой балерины, со дня рождения которой прошло 135 лет. В зале музея можно увидеть фотографии Анны, сделанные во время репетиций и спектаклей, в путешествии и дома, для журналов и истории. Также здесь представлены личные вещи Павловой: домашние тапочки, туфли и платье. О ней писали, её рисовали, ей посвящали стихи, а лучший балетный критик Андрей Левинсон говорил об Анне: «Её искусство рождалось и умирало вместе с ней – чтобы танцевать, как Павлова, нужно было быть Павловой!».

Анна Павлова. Выставка музей Бахрушина

До сих пор не известно точное отчество Анны. То ли Матвеевна она, дочь отставного солдата Преображенского полка, то ли Лазаревна – дочь одного из крупнейших московских банкиров. Но неопровержимым фактом остается её любовь к балету с семи лет. Тогда мать повела будущую приму Мариинского театра на «Спящую красавицу», где юная Анна загорелась желанием научиться танцевать, как главная героиня, принцесса Аврора.

Анна Павлова. Выставка музей Бахрушина

В балетное училище Павлова поступила не сразу. На первых пробах её сочли слишком хрупкой для профессии. В те далекие 1890 годы ценились балерины с развитой мускулатурой и невысокого роста, чтобы устойчивее стоять на пуантах. Анна же обладала длинными грациозными ногами и стройным станом, что потом, конечно, было признано по заслугам. Анна Павлова владела виртуозной техникой, которая поражала всех зрителей без исключения. Один из её учителей – итальянский хореограф Энрико Чекетти говорил о своей ученице: «Я могу обучить любой технике танца, но у Павловой есть что-то такое, чему может научить только Бог!».

Впервые Анна Павлова «блеснула» в главной роли в балете «Жизель» в 1903 году. Затем произошло исторически важное знакомство с хореографом Михаилом Фокиным. Именно он поставил для Анны Павловой танец «Лебедь» (впоследствии он претерпел изменения и стал называться «Умирающий лебедь»), который прославил русскую танцовщицу на весь мир.



Как вспоминал Фокин, это была почти импровизация: «Я танцевал впереди, Павлова за мной. Потом танцевала она, а я ходил рядом и немного мял ей руки, поправлял детали поз». Буквально за несколько минут родились знаменитые 130 секунд восхищающего танца. На протяжении трагедии безмерной боли, которую изображала Анна в этой постановке, её руки-крылья грациозно поднимались, падали, прижимались к груди, в ногах чувствовалась то напряжённость, то лёгкость. Балерина металась в агонии и не спускалась с кончиков пуантов до самого конца номера. На сцене во время этого танца не было декораций, лишь свет одного софита. И где-то в глубине груди балерины кроваво пылал ярко-красный рубин. Голова склонялась вниз.

Анна Павлова. Выставка музей Бахрушина

В таком сверхъестественном исполнении номера было всё: чувственность, искренность, грация… Когда композитор Сен-Санс увидел, как Павлова танцует под его музыку, он признался, что благодаря ей понял, что написал прекрасную мелодию! Однако самой балерине не очень нравилась такая «визитная карточка». «Лебедя» приходилось танцевать везде, за границей её узнавали лишь по костюму с лебяжьим пухом.

Анна Павлова. Выставка музей Бахрушина

Всем, кто хоть раз видел выступление Анны Павловой, танцовщица казалась воздушной и какой-то неземной. Она словно летала по сцене, как птица. А видел её выступления почти весь мир. Для своих гастролей Анна специально выбирала такие страны, где балет не был популярен. Так, она не только прославила российскую балетную школу в Китае, США, Южной и Центральной Америке, Индии, Японии, Египте, Бирме, Малайе, на Кубе и Филиппинах, но и заразила любовью к балету иностранцев. Павлова словно хотела доказать, что балет является особым видом искусства, доступным лишь знатокам.

Анна Павлова. Выставка музей Бахрушина

За 22 года гастролей Павлова дала около 9000 спектаклей, проехала на поезде более 500 000 километров, и был период, когда итальянский обувной мастер Ромео Нинолини изготовил для нее 2 000 балетных туфель в год.

Туфли Анне было подобрать сложно. Говорят, в командировки она возила с собой целый чемодан на 36 пар, которые постоянно обновлялись. От качества и удобства обуви зависела техника балерины, а также успех пируэтов. Потому туфли часто приходилось переделывать. Николини гордился тем, что главным его клиентом была Павлова, но замечал: «Если бы у меня было две Павловы, я бы погиб».

Анна Павлова. Выставка музей Бахрушина

Как любая женщина, Анна Павлова очень любила мир моды. Она часто и с большой охотой позировала для фотографов известных домов моды Англии, Берлина и Парижа. Так, в 1926 году в Париже она снялась в панбархатном манто, отороченным соболями для обложки модного журнала L’officiel. Анна придумала и свой стиль одежды – многослойные тонкие покрывала, которыми она с легкой небрежностью обматывала своё стройное тело. Этот стиль одежды «а ля Павлова» стал очень популярен, Анне хотели подражать. Именно благодаря ей в моду вошли драпированные в испанской манере манильские шали с кистями и шляпки.

Анна Павлова. Выставка музей Бахрушина

Чтобы добиться такого изящества и грациозности, Анна Павлова тренировалась почти по 18 часов в день. Она считала, что балетную технику нужно постоянно оттачивать, иначе можно растерять свой талант. А её дар был уникальным. После себя великая русская балерина не оставила ни учеников, ни школ, ни последователей.

Во время Первой мировой войны она устраивала много благотворительных концертов, а затем открыла в России приют для бездомных сирот. Балерина дала им образование и заботу, помогала найти работу после выхода из приюта. В Англии и во Франции Павлова организовала бесплатные балетные школы, где сама преподавала. Однако девочек там было совсем немного, и после смерти Анны все её школы были распущены.

Анна Павлова. Выставка музей Бахрушина

Будучи примой российского балетного искусства, Анна Павлова с уверенностью модернизировала технику. Она не брала движения, казавшиеся ей некрасивыми, и придумывала свои, более элегантные и утончённые.

Анна Павлова. Выставка музей Бахрушина

Анной восхищались мужчины, и хотели подражать женщины. Ей посвящал стихи Эрик Виллис и рисовал шаржи Н. Легат. Балерина покорила самых строгих критиков и самых скептичных танцоров: Л. Новикова, В. Немировича-Данченко, Н. Кирсанова, Э. Чекетти. Павлова была облаком, парящим над землей.

Как говорили современники: «Павлова – это пламя, вспыхивающее и затухающее, это осенний лист, гонимый порывом ледяного ветра». Короли в честь потрясающей российской танцовщицы устраивали приёмы, а кондитеры называли торты её именем. В Австралии создали торт «Павлова» на основе безе. Его текстура такая же воздушная, какой была сама балерина, а необычный вид напоминает наряды балерины.

Гонорары Анны были самыми высокими по меркам балета того времени. Чарли Чаплин, который был близким другом Павловой, мечтал сделать ей предложение. Но замуж Анна вышла за импресарио Виктора Дандре – любовь всей её жизни. Павлова простила его за прежнее нежелание жениться на ней, потому что поняла, что не может без него жить. Взамен Дандре одарил бывшую содержанку такой невыразимой любовью, о которой мечтает каждая женщина. Обвенчались они тайно и до самой смерти «скрывались» в уютном доме в Англии, около которого в озере плавали так любимые Анной лебеди.

Анна Павлова. Выставка музей Бахрушина

Анна Павлова умерла в 1931 году, не дожив несколько дней до 50 лет. Во время гастролей в Гааге она заболела пневмонией. Легендой и таинственностью овеяна и её смерть. Говорят, последние её слова были: «Приготовьте мой костюм Лебедя». Символичен уход балерины из жизни на закате её карьеры, без танцев она бы не смогла полноценно наслаждаться жизнью с любимым. Тело Анны было кремировано, а прах сохранён в лондонском колумбарии Голдерс-Грин, хотя сама балерина хотела вернуться на родину, в Россию.

В Театральном музее имени А.А. Бахрушина хранится и посмертная маска Анны Павловой с частью погребального венка. Здесь также множество других экспонатов, которые обязательно заинтересуют любопытных посетителей.

Кроме выставки «Анна Павлова. Бессмертный лебедь», которая продлится до 13 марта, здесь действуют ещё 3 тематические выставки. До 20 марта открыта выставка К 75-летию со дня рождения: «Андрей Миронов: прерванный роман…», до 31 марта – выставка к 130-летию со дня рождения Надежды Обуховой. А с 18 марта стартует экспозиция «Кирилл Данелия. Новая археология», которая продлится до 24 апреля.

 


Екатерина Винокуршина

Фотограф: Ольга Карасева



 

Рекомендуем

Фонтаны Петергофа. Европейское великолепие Северной столицы Российской Империи
Джаз осенью 2017
Гарри Гаррисон. Герой нашего времени
Праздничная Пасхальная Мистерия в стиле Cимфоджаз. Гала-концерт
Бунтарская жизнь одной фигуристки («Тоня против всех» реж. Крэйг Гиллеспи)
Благотворительный фонд «Галчонок» в гостях у «Современника»!
BLICK'16: "По ту сторону Босфора" реж. Фатих Акин
Юбилейный показ Вячеслава Зайцева. F/W 2018-2019
"О мышах и людях" Джона Стейнбека. "Только книжки не помогают. Человеку нужно, чтобы кто-то живой был рядом"
Зачем читать Ильфа и Петрова