Партнеры Живи добром

От актёра до драматурга. История одного Мольера


Мольер — это имя, которое до сих пор знает любой человек, испытывающий интерес к театру. Больше всего он известен своими комедиями, которые изменили существовавшие на тот момент принципы драматургии. В его стиле удивительным образом сочетаются начала классической комедии и продолжение народного фарса.

Низкое происхождение не стало преградой для получения превосходного образования. Это оказало на него колоссальное влияние. Он любил философию, изучал латынь и даже получил звание по окончании колледжа. Несмотря на это, он понимал, что его призвание не сочетается с планами родителей, и выбрал театральную стезю, начав с актёрства.

Жан Мольер

Прежде чем прославиться, он долго гастролировал по провинциям вместе со своей труппой. За это время Мольеру довелось познать всю горечь актёрской доли — тринадцать лет он скитался, пытаясь найти себя.

После этого Мольер задумался о том, что его театру не хватало чего-то особенного, такого, что выделяло бы его среди всех прочих. И это послужило идеей для создания самобытного репертуара. Сначала он брал за основу итальянские примеры, но потом начал отходить от этих штампов и добавлять элементы народного шарма. Его материальный успех и любовь зрителей подарили ему возможность приобрести театр в Париже.

Комедиограф, несомненно, был новатором. Его зрелые комедии отличаются не только тонким юмором, но и вставными элементами. Мольер использовал балет во время постановки танцевальных выходов артистов.

Жан Мольер

Но даже удивительная популярность не спасла драматурга от нападок. В частности, здание его театра было поломано и приватизировано в 1660 году.

Однако, даже широчайшая известность Мольера и его значимость для современного театра не может гарантировать того, что все сведения о нем достоверны. До нашего времени не дошло ни одного оригинала его рукописей.

Всю жизнь его сопровождали слухи и ореол таинственности: в сорок лет Мольер женился на Арманде Бежар, младшей сестре его возлюбленной Мадлен. Это вызвало огромное количество пересудов, люди даже говорили, что Арманда вовсе не младшая сестра, а дочь драматурга!

Несмотря на все домыслы одна вещь сомнению не подвергается: вклад Мольера в мировое искусство. Его называют многими именами: и величайшим комедиографом, и человеком, который сделал комедию равной трагедии.

Жан Мольер

Сейчас для нас очевидно, что комедия может подчас, высмеивая, обнажать неприглядные стороны человеческой души и таким образом влиять на людей, вынуждая их рассматривать свои недостатки. Но во времена до Жан-Батиста комедия считалась низким жанром, она была вульгарной и бытовой. Литературоведы традиционно делят его комедии на два типа: «бытовые» с сюжетом из жизни и элементами фарса, и «высокие», в которых присутствует глубокий психологизм. «Высокие» комедии в основном относятся к позднему периоду жизни комедиографа. Пушкин определял этот жанр следующим образом: «...высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров и нередко близко подходит к трагедии».

Закат своей жизни Мольер встретил на сцене, ведь он до последних дней оставался не только автором, но ещё и актёром. После того,как его вынесли со сцены, он доехал до дома, где скончался. Похоронен Мольер был тихо и без почестей, потому что не успел причаститься.

Э. Фаге: «Мольер является апостолом «здравого смысла», то есть тех общепринятых воззрений публики, которую он имел перед глазами и которой хотел угодить».


 

Александра Адамовская




 

Рекомендуем

Фестиваль творчества на острове Кижи
Париж влюбленными глазами Хемингуэя
Человек, не подчинившийся законам гравитации. Вацлав Нижинский. Ко дню рождения легенды русского балета
Юрий Бондарев. «Художник, пишущий войну»
Алексей фон Явленский: «Моя работа — это моя молитва, высказанная красками»
Проснись и в бой: Thakoon на NYFW
«Hollywood»: здесь осуществляются мечты
Журнал «Time». Признанный авторитет
Николай Ге - пророк и новатор
Нина Ананиашвили. Успешна в профессии и в жизни