Партнеры Живи добром

Русский импрессионизм. Константин Коровин


«Я твердо заявляю, что пишу не для себя, а для всех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечно разнообразному миру красок, форм цветов, кто не перестает изумляться вечно меняющейся игре света и тени» 


Цитата, которая как нельзя лучше характеризует импрессионизм, принадлежит одному из замечательнейших русских художников конца XIX – начала XX века, ярчайшему представителю импрессионизма в России – Константину Алексеевичу Коровину. Картины Коровина, наполненные светом, воздухом, самой жизнью оказались чем-то совсем новым, где-то непонятным, особенно в контексте творчества передвижников. Характерные для них идеи народничества, социальная направленность, реализм несколько оттесняли понятия красоты, света, яркости. То есть как раз всего того, что на протяжении всей жизни так занимало Коровина, колориста и, поистине, поэта в живописи.


Константин Коровин


Будущий классик родился в 1861 году в состоятельной купеческой семье, которая к моменту поступления его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества почти полностью разорилась. Молодой художник сильно нуждался и вынужден был зарабатывать себе на хлеб уроками рисования. В училище Коровин учился в классе у А. Саврасова, чье влияние так заметно в ранних работах. Так, картина «Ранняя весна» явно перекликается и как бы продолжает тему знаменитых саврасовских грачей. Именно под его влиянием Коровин начал интересоваться пейзажем, стараясь воплотить мельчайшие нюансы колебания воздуха и света. 


Когда Саврасов покинул училище, пейзажный класс принял у него В. Поленов, чье появление Коровин сравнивал со свежей струей.  Именно во время обучения у Поленова Коровину удалось создать полотно, которое во многом превосходило созданное учителями и современниками – «Портрет хористки».  Уже в этой ранней работе видно влияние импрессионистов, о которых рассказывал учащимся Поленов.  В имении Поленова Жуковке летом 1887 и 1888 написан ряд полотен, некоторые из которых вызывают в памяти картины Ренуара – «В лодке», «За чайным столом», «Настурции». Именно Поленов познакомил Коровина и его товарища по училищу И. Левитана с предпринимателем и меценатом С. И. Мамонтовым. С этого момента начинается работа Коровина в театре в качестве декоратора. Он выполняет декорации и эскизы костюмов к операм Верди, Бизе, Римского-Корсакова. В это же время Коровин совершает первую поездку за границу – в Испании и Францию, где более подробно знакомится с искусством импрессионистов. Впечатления от Испании наиболее полно воплотились в работе художника «У балкона. Испанки Леонора и Ампара». 


Важное место в творчестве Коровина занимает природа севера. Неяркая, где-то суровая красота северных пейзажей очаровала художника и нашла свое отражение в картинах «Гавань в Норвегии», «Зима в Лапландии», «Мурманский берег». 


Константин Коровин "Мурманский берег"


Благодаря кропотливой работе с оттенками серого цвета художнику удалось воплотить на своих полотнах характерные для северной природы прозрачность воздуха, легкое дыхание ранних сумерек, мягкую рассеянность солнечного света. Уже вернувшись в Москву, под впечатлением от поездки Коровин создает одно из самых выразительных «северных» произведений – «Гаммерфест. Северное сияние». Необычное по форме, выполненное в виде панно, полотно удивительно точно передает все своеобразие этого природного явления.  Ночь, узкий канал, рыбачьи лодки, почти осязаемая тишина и холод  и над всем этим – некое волшебное сияние. Форма панно выбрана художником не случайно: по приглашению Мамонтова Коровин приступает к оформлению Северного павильона на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Коровин работал увлеченно, стараясь «создать в просторном павильоне Северного отдела то впечатление, вызвать у зрителя то чувство, которое […] испытал там на Севере».  


В конце 1890-х художник снова приезжает в Париж, где создает этюды «Парижское кафе», в которых наиболее близко подходит к принципам импрессионизма. Неясность очертаний, яркость красок, переходящих одна в другую, сама жизнь в качестве сюжета – художник, несомненно, черпает вдохновение  у французских импрессионистов. 


Константин Коровин "Парижское кафе"


В 1900 году Коровин оформляет для Всемирной выставки в Париже тридцать панно. Эта его работа была удостоена множеством наград, в числе которых наиболее важная во Франции – Орден Почетного легиона. Картины Коровина выставляют во многих городах Европы. В начале XX века Коровин продолжает свое сотрудничество с императорскими театрами. В частности, оформляет декорации и создает костюмы к опере Ц. Пуни «Конек-Горбунок». Коровин особенно любил работать над спектаклями со сказочным сюжетом, это давало больший простор для фантазии. Под влиянием работы в театре декоративность начинает проявляться и в станковой живописи. Однако и в работе над театральными декорациями и над полотнами по-прежнему главное действующее лицо – цвет. Красочность полотен усиливается, Коровин пишет более размашисто, более свободно. 


В 1910-е годы среди пейзажных работ – средоточии воздуха и солнечного света – начинают появляться вечерние интерьеры, написанные в полумраке женские  силуэты – Коровин старается придать этим работам романтическую ноту. Трагические события в России, болезнь единственного сына вынуждают художника в 1923 году вновь приехать в Париж, где он останется  навсегда. В Париже Коровин много работает, однако, большого успеха его работы не имеют.  Художник продолжает свою дореволюционную серию городских пейзажей, особенно  выразительно он пишет Париж ночью. Эти его работы наиболее импрессионистичны. Коровину удается схватить мгновения жизни большего города, его яркость и переменчивость. 


Константин Коровин


Константин Коровин скончался в Париже от сердечного приступа в 1939 году. Последней его работой стал «Автопортрет». Настороженный, внимательный и вместе с тем какой-то печальный взгляд ускользает от зрителя - автопортрет удивителен по своей выразительности.Значение творчества Коровина огромно. Именно он привнес в русскую живопись магию света и тени, эмоциональную ноту, непосредственность, кажущуюся неподготовленность.  Коровин отошел от классических канонов живописи и писал то, что видел – саму жизнь во всей её красоте и переменчивости.  



Наталья Сивкова



 

Рекомендуем

Большой Тур «Куликово поле» - зимнее приключение для всей семьи
Фильм недели. Премьера. «Левша»
Украсть за 105 минут («Гениальное ограбление», реж. Жауме Балагеро)
Сидни Шелдон. Завтра уже наступило
У каждого лабиринта есть свой выход («Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти», реж. Уэс Болл)
Выставка «Философия метафор»
Три российских сериала, за которые не стыдно
Ярослав Гашек. Противостояние абсурду абсурдом
Советская мода: как это было?
Непогрешимый абсолют: Никола Пуссен