Партнеры Живи добром

Обзор фестиваля OPEN LOOK 2017


Танец как территория свободы.

Вот и «закрыл свои двери» крупнейший в России фестиваль современного танца «Open Look», ставший уже знаковым событием для всех ценителей искусства и неравнодушных к пластическому театру людей.

Каждый год платформа «Open Look» представляла на своей сцене как самых заметных мастеров мирового масштаба, «задумываясь» вместе с ними о хореографических веяниях и тенденциях, запросах зрителей и их симпатиях, ограничениях и возможностях человеческого сознания, так и молодых «одержимых», открывая планете новые имена. 

Восхищала зрителей пластикой тела не столько как физическим достижением, сколько духовным, переводя этот «иностранный язык души» в формат перформансов, свободных стилей, экспериментов.

Танец как диалог с собой о самом важном.

Как прорыв. Ломая все границы и сразу переходя на «ты», принес в этом году с собой мощную энергетику соучастия и единства. Похожести людей друг на друга. И не сексуально-красного, а ослепительно белого цвета Огня.

Чистота явилась к нам во всем своем звездном сиянии.

В смеющемся над собой по-детски Иване Угрине, добром и раздирающе наивном исследователе себя, задающем вопросы залу о том, кто он и что с ним происходит, искренне получающем удовольствие от возможностей своего тела, но оставляющем нас с комом в горле от сострадания после.

В раздевшейся душой Алене Лежаевой, чей взгляд, полный женской боли, передавал состояние лучше, чем даже ее костюм из прозрачного скотча, в котором «Объект» исполнила свою партию игры в одиночество.

В мистическом и невероятно страстном испанце Томасе Нуне. Не человеке, боге на сцене! Который представил сразу две своих работы – «До конца» и «Бездыханный». Последнюю из которых – шедевр – нужно проходить, на мой взгляд, в школе, в обязательной детской программе наряду с Моцартом, Горьким, Булгаковым.


Бездыханный photo by Yoana Miguel


«Никогда не смиряться» великого хореографа из США Роберта Мозеса была показана, на удивление, не на «разрыве аорты». А в бесконечном полете воздушной и величественной «птицы» Кристал Дон Белл, которая и спустилась, кажется, только для того, чтобы исполнить и улететь. Легкий, волшебный танец, сложнейшую программу. Самобытную и бесконечно талантливую.

Бобу Дилану был посвящен спектакль «Дуновение ветра», в котором сочетались независимость и свобода, столкновение-легкомысленность, грубая реальность этого мира с вечной душой поэта. Хиппи и балет – в одном Саше Кукине, нашем российском хореографе. С нежным сердцем и сверхчувствительной «кожей».


Кристал Дон Белл


Но были, к сожалению, и неприятные сюрпризы.

Так, например, мировая премьера сюрреалистического спектакля «Мультфильм», сказки для взрослых, бельгийского «пианиста» Антона Лахки, в которого стрелять, конечно, неудобно – все-таки искусство (но очень хочется). Оставляет в полном недоумении и растерянности от того, как можно было так жестоко поиздеваться над классикой и над людьми.

Всевластие демонов, заполонивших планету. Маски, маски, маски и желания удовлетворять свои самые основные потребности в еде и сексе – мысль понятна. Многослойность и неодноднозначность человеческой природы в выборе музыкальных композиций из различных эпох и жанров – мы это тоже любим.

Но что хотел сказать автор, задавая резко-агрессивное начало, постоянно обрывая темп и ритм спектакля, не предлагая ничего, кроме уродства, «смазав» кульминацию и «питая» нас только пошлым юмором? О каком Начале и понимании самого процесса развития? Как чего-то грязного?

Зачем нужно было хрюкать, «пукать» и выдергивать волосы из подмышек под великую оперу «Валькирия», например? В которой, если абстрагироваться от сюжета, Вагнер, по легенде, признавался в своей бесконечной преданности Земле от имени самого Неба. Для меня лично осталось загадкой.

Наверняка автор преследовал какую-то глубокую философскую мысль, до которой я не доросла, и все бы мне объяснил, имей я возможность поговорить с ним с глазу на глаз. Например, про то, что это была провокация и попытка заставить людей посмотреть на себя со стороны. А великие произведения не что иное, как музыка души самого Создателя. 

Но возможности такой, к счастью, нет, а потому оценивать драматургию я решилась строго субъективно, справедливости ради, в дополнение, отметив блестящую актерскую технику. Она действительно была на высоте.


ПЕНЗУМ / photo by Pascal Seixas


Еще одной мировой премьерой случился «Пензум» французской пары Жозефа Наджа и Жоэля Леандра. Двух ярких личностей – контрабасистки, импровизатора и композитора, одной из главных фигур новой европейской музыки Жоэль. И Наджа, поставившего более 30 спектаклей и объездившего с гастролями 50 стран, не раз бывавшего в России, где он дважды становился лауреатом «Золотой маски». 

Художники создали поистине «шекспировское» произведение своей точностью и бессмертностью. Не призванное удивлять, но тихо поражающее гениальностью.

И тем более вызывающее уважение, что построено оно на дневниковых записях венгерского поэта начала двадцатого века Йожефа Аттилы, в которых рассказывается история о невозможной любви к своему психотерапевту. Драма неоднозначная и личная, ставшая вдруг близкой каждому, благодаря тому, что показана и через катастрофичность бытия, и бессмысленность, и жизнь как все-таки игру ума, какой бы жестокой она ни казалась. 

И только благодаря таким художникам, как эти сумасшедшие, мы можем наблюдать сегодня все многообразие красоты, не прибегая уже к словам. Но оставляя себе главное – суть.

Покидая Новую сцену Александринского с трепетом и надеждой.

Делая вывод, что «Open Look» – это уже фестиваль не про танец, это уже фестиваль про мечту.


Наталья Коршунова



 

Рекомендуем

Юрий Сенкевич. Путешествие длиною в жизнь
«Если сердце поет…» Премьера мюзикла «Золушка»
«Черт, солдат и скрипка»
Хорас Уолпол. Готический граф
Первый международный московский фестиваль «Зарядье»
Чистая поэзия Дениса Осокина
Под Мухой («Жвалы», реж. Кантен Дюпьё)
Современный образовательный центр «Дом Бенуа»
Отважный Симба («Король Лев» реж. Джон Фавро)
На старт! Внимание! Конкурс!