Партнеры Живи добром

У истоков отечественного кинематографа. Александр Довженко


Приходя в кинотеатр на очередную премьеру отечественного фильма, мы редко задумываемся о том, с чего начиналось киноискусство в России. Только вдумайтесь, первый российский фильм был создан в начале XX века, когда Россия была Империей. Свое бурное развитие кинематограф получил уже при советской власти. А в наши дни он не перестает совершенствоваться и радовать нас новыми, качественными отечественными фильмами. Но кто же были те люди, которые продвигали и развивали новый вид искусства в СССР? Одним из них был Александр Петрович Довженко. Родившийся в 1894 году, он пережил одни из самых кровавых и переломных моментов в нашей истории. На его век пришлись две революции, Гражданская война, Первая и Вторая мировая война и сталинские репрессии. Но, несмотря на то, что мы знаем это время как тяжелое для нашей страны и во многом жестокое к людям, жизнь шла своим чередом, и в этой жизни было место искусству.

Александр Петрович Довженко был выдающимся советским режиссером, кинодраматургом и писателем, благодаря чему мы сегодня имеем возможность познакомиться с его творчеством, сохранившемся как на кинопленках, так и на бумаге. Книги, статьи и очерки Александра Довженко помогают понять не только его фильмы, но и самого режиссера. Литература и кинематограф создают для нас параллельные миры, в которых мы можем познакомиться с удивительными героями, побывать на других планетах, очутиться в будущем и прошлом. Прочитав о событиях давно минувших, бывает нелегко представить, как это было, также нелегко понять людей, которых отделяет от нас не одно и не два поколения. В этом случае на помощь приходит кино. Поэтому понять то, чем жили люди в начале советской эпохи, не зная фильмов Александра Довженко, так же сложно, как стараться понять суть слова, не зная его значения.


Александр Довженко на съемках


Наиболее известные кинокартины Александра Довженко: «Звенигора», «Арсенал», «Земля». Все три фильма входят в так называемую «украинскую трилогию Довженко», поскольку рассказывают историю его родины – Украины. Александр Петрович любил Украину, ее природу, ее людей. Именно поэтому он хотел обратить внимание зрителей на проблемы, возникавшие на Украине с приходом советской власти, показать, как его народ переживал переломные годы, как он воспринимал новую власть и новую страну. О создании «Звенигоры», снятой в 1927 году, Александр Довженко позднее написал: «Картину я не сделал, а пропел, как птица. Мне хотелось развернуть рамки экрана, уйти от шаблонной повседневности и заговорить, так сказать, языком больших обобщений…» Действительно, картина поражает своей целостностью, несмотря на то, что сюжет охватывает тысячелетие. Фильм даже сейчас воспринимается как нечто новое, если не сказать инновационное, поскольку современное кино приучило нас к сценариям, в которых динамика событий захватывает с первых секунд, но развивается по сюжету всего пару дней или месяцев. С фильмом «Звенигора» дело обстоит совершенно иначе. Возможно он не впечатлит своей динамикой, но безусловно унесет вас в далекие годы и проведет вас по ним, словно по руслу реки, берега которой живописно украшены важными вехами истории Украины.


Кадр из фильма "Звенигора"


Другой фильм из «украинской трилогии Довженко» расскажет вам о строительстве колхозного хозяйства на Украине, которое далось украинскому народу весьма непросто. В картине «Земля», представшей перед зрителями в 1930 году, Александр Довженко хотел донести до зрителей не столько противоречивость и сложность периода коллективизации, сколько указать на неизбежность и закономерность перехода к коллективному хозяйству. Удивительно то, что сказал Александр Довженко об этом фильме в одной из своих лекций: «Я сценарий написал перед коллективизацией и картину сделал перед коллективизацией, а потом произошла коллективизация – как раз через две недели после выхода этой картины». Таким образом, Александр Довженко заметил те процессы, которые вели к коллективному хозяйству и хотел показать их зрителю, что бы он вслед за автором понял, что это лишь следующий этап развития сельского хозяйства, сопротивляться которому по большому счету бессмысленно. Фильм был подвергнут жесткой критике за излишнюю откровенность некоторых сцен, что было неприемлемо в советском кинематографе. Несмотря на то, что «Земля» не получила должного признания в Советской России, она была по достоинству оценена за рубежом и в современной России.


Кадр из фильма "Земля"


Еще один фильм, о котором тоже хочется сказать пару слов – это «Арсенал», который вышел на экраны в 1929 году. Как и два предыдущих фильма он рассказывает о новой советской власти и Украине. Картина рассказывает о событиях 1918 года, поэтому она воспринимается как оголенный нерв. Ожидание неизбежного, разлом общества, трагедия народа – все есть в этом фильме, но главное, он, как и все фильмы Александра Довженко заставляет не только переживать за героев, но и задуматься о прошлом.

И закончить хочется словами самого режиссера: «Зритель, если ты что-нибудь не понимаешь, не думай, что перед тобой непонятная или плохая вещь. Поищи причины непонимания в самом себе». От себя добавим: читайте, смотрите, думайте. 


Вероника Носова


 

Рекомендуем

Выставка «Красавец мужчина»: русские модники и их украшения
Квинтэссенция жизни через линии и квадраты. Пит Мондриан
Интервью с Дашей Гаузер
Королевское SPA от "BLUMAU"
Спектакль «СтихоВаренье» на сцене театра Вахтангова!
За что сожгли Джордано Бруно?
Сергей Лукьяненко: «Не хочу остаться автором «Дозоров»
Максимализм и талант Константина Райкина
Максим Горький: главный глашатай кровавого террора
Такие древние, но такие современные. Валенки