Партнеры Живи добром

Кино. Классика. "Баллада о солдате" реж. Григорий Чухрай


"Баллада о солдате"


Подготовка к съемкам фильма «Баллада о солдате» (1959) шла напряженно: сценарий переписывался, актеров, выбранных на главные роли, по решению режиссера сменили другие, более молодые коллеги по цеху. Но творческие муки режиссера и соавтора сценария Григория Наумовича Чухрая не прошли даром. Ему удалось создать фильм, тронувший сердца миллионов зрителей по всему миру. «Баллада о солдате» собрала более ста наград и премий в СССР и за рубежом. Жизнеутверждающая, воспевающая молодость история, рассказанная Григорием Наумовичем, заняла почетное место в истории мирового кинематографа.

Алеша Скворцов (Владимир Ивашов) ушел на фронт, не успев толком попрощаться с матерью. Чухрай не обнадеживает своего зрителя, с самых первых минут фильма голос за кадром говорит о том, что Алеша так и не вернулся с фронта и был похоронен на чужбине. В свои девятнадцать лет он не ухаживал за ровесницами, не пел им песен о любви и не гулял с друзьями допоздна. Жизнь проходила мимо него, как прошла она мимо миллионов других молодых людей, отдавших ее, а вместе с ней и радость первой любви, крепкую дружбу, беззаботность, что дарят нам родители, за родину. И Григорий Наумович Чухрай решился подарить Алеше то, что у него отняла война, пусть даже на несколько дней.

Герой Владимира Ивашова «с испугу» подбил два танка. Он не гордится своим поступком, а просто радуется тому, что остался жив. Однако его подвиг не остался незамеченным: фотографию Алеши печатают в газете, и генерал решает наградить бравого связиста. По-детски наивный Алеша просит поменять орден на пару дней отпуска, их полк находится вблизи родного села, а там мама и нелепые хозяйские хлопоты… Некому починить прохудившуюся крышу: все мужчины ушли на фронт. Простота и открытость солдата, ставшего героем из-за испуга, заставляет бывалого военного улыбнуться. Просьба Алеши была выполнена. Ему дается шесть дней отпуска: четыре дня на дорогу туда и обратно, и два, чтобы побыть рядом с матерью.

Военное время, конечно, отмерило путь солдата иначе, отведя на встречу с мамой всего несколько мгновений. Но его дорога домой не поглощается монотонным стуком колес поездов. Всего несколько дней, когда война немного отдаляется от солдата, но  слышна ему по радио, Чухрай пытается насытить по возможности сполна. Алеша встречает девушку Шуру (Жанна Прохоренко), такую же чистую и наивную, как и он, и влюбляется в нее. Отпускник видит со стороны чужие горе и радость, предательство и преданность женщины, любовь и беспокойство отца-старика за сына-солдата. Алеша не замечает, как быстро бегут минуты, у него нет и секунды на размышления. Он целиком погружен в жизнь, парень не отстраняется для того, чтобы осмыслить, что же происходит с людьми, с которыми его свел случай. Алеша живет, чувствует, действует практически инстинктивно.  И его переживания словно вывернуты наружу: он весь как на ладони. Чухрай показывает даже мечты героя фильма, когда тот, только попрощавшись с Шурой, понимает, что влюбился в нее. Воображение захватывает молодого человека, и зритель видит то, о чем грезит девятнадцатилетний солдат. Видит лицо его любимой девушки, признающейся ему в своих чувствах, и видит напряженность Алеши, по которой можно прочесть его мысли, додумать самому, что сейчас  в его голове и сердце.

Чухрай не стирает и не отрицает той боли и неизлечимой скорби, которую война принесла практически в каждый дом. Он сам прошел через все те муки, что выпали на долю его героям. В «Балладе о солдате» война так или иначе постоянно напоминает о себе: разрушенные дома, указатель «Бомбоубежище», обожженные пальцы жены нового знакомого Алеши, вынужденной работать на тяжелом промышленном производстве, обстрел поезда. Но все же главную роль в своем фильме Григорий Наумович отдает жизни, даря Алеше воспоминания, которые смогли бы согревать его душу и в окопах…


"Баллада о солдате"


Елена Громова 

 


 

Рекомендуем

Александр Куприн – революционер в душе и рабочий по жизни
Нурдаль Григ. Всю мою юность и силу требуй на подвиг, страна.
Сати Спивакова: «Человек стареет, когда перестаёт мечтать»
Скандалы модного дома Calvin Klein
London Fashion Week. Детали
Кризисные углы современности ("Квадрат" реж. Рубен Эстлунд)
Препарировать, чтобы испугать:«Икарова железа» Анны Старобинец
Повороты судьбы в жизни Петра Фоменко
Цвет, свет и запах: испанский импрессионизм через призму органов чувств
Нона Мордюкова. Играла, как жила