Партнеры Живи добром

Религия для голодных («Основатель», реж. Джон Ли Хэнкок)


Спустя четыре года после выхода до российского онлайн-проката добрался фильм «Основатель» - биографическая драма о создателе МакДональдса. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.


"Основатель". Источник: Capella Film


«Единственное, что я умел, кроме игры на пианино – это говорить».
(Рэй Крок)

Откусывая кусок сочного прожаренного гамбургера, задумывались ли Вы когда-нибудь, кому обязаны минутой наслаждения? Ощущали привкус крови и соперничества, предательства, алчности и больших амбиций? Наверное, нет? А вот режиссер Джон Ли Хэнкок («Невидимая сторона», «Спасти мистера Бэнкса»), похоже, однажды испытал подобные ощущения, после чего всерьез обо всём этом задумался. А затем снял фильм.

Хотя, пожалуй, его главному герою Рэймонду Кроку (в этой роли – Майкл Китон, после «Бёрдмена» обретший вторую молодость) мой стиль может показаться недостаточно высокопарным и торжественным. Что ж, исправлюсь, пока не поздно. Согласитесь, человек, совершивший революцию в общепите, сколотивший состояние в 500 млн. долларов и добившийся того, что отныне в каждом американском городе здание МакДональдса красуется ни больше ни меньше как между церковью и зданием суда, заслужил право рассказать свою историю так, как он хочет.

"Основатель". Источник: Capella Film 

Как сообщает Википедия (фастфуд в мире интернета), «до 52-х лет Рэй Крок работал коммивояжером (продавал бумажные стаканчики и миксеры предприятиям общественного питания), пианистом в джазовом ансамбле, агентом по продаже недвижимости». То есть, если называть вещи своими именами, был неудачником и лузером, которому в жизни уже ничего не светило. Так как же он стал тем, кем стал, т.е тем самым «основателем» наиболее прибыльной сети ресторанов быстрого питания, владельцем настоящей империи фастфуда и хозяином всемирно известного и сверх-успешного бренда? Подробному ответу на этот вопрос и посвящен фильм Джона Ли Хэнкока. То есть по всем показателям перед нами – типичный байопик. Однако для американского кино, где, как правило, возводится в абсолют мысль о том, что в жизни главное – преуспеть, этот байопик совсем не так уж характерен, как может показаться на первый взгляд. Идея успеха в нем вывернута наизнанку и, по сути, на протяжении всего фильма (а он идет около двух часов) мы наблюдаем за тем, как главный герой из, в общем-то, неплохого в душе неудачника постепенно превращается в беспринципного и циничного, зато успешного мерзавца, этакого Дэниела Плейнвью ресторанного бизнеса. И наше отношение к будущему бургерному магнату по ходу действия меняется с сочувственного на диаметрально противоположное. Как говорит он сам жестоко обманутым им же братьям МакДональд, «я даю вам возможность постоянно проводить параллели с нашей великой страной». Возможно, доживи Крок до наших дней (при всём уважении), то на последних выборах в США он поддержал бы Трампа. 


"Основатель". Источник: Capella Film 


Рэй Крок в исполнении Майкла Китона – главный двигатель «Основателя», и энергии ему не занимать. Это человек с чисто американским, очень прагматичным подходом к делу, который, если что решил, то обязательно доведет до конца, неважно чего ему это будет стоить. Неслучайно он вербует новых сотрудников, где придётся – например, в синагоге. И сотрудники быстро находятся, потому что его красноречивым выступлениям о симфонии эффективности и семейном деле довольно сложно противостоять. Именно ему приходит в голову революционная для 50-х годов идея франшизы заведений быстрого обслуживания (которой он постепенно становится одержим). И только он видит потенциал там, где другие его не даже не замечают. А всё потому, что герой фильма Хэнкока твердо знает одно: в Америке удача сопутствует храбрым и наглым. А МакДональдс – это и есть Америка.

Оба костюма – как неудачника средних лет, так и успешного предпринимателя – сидят на Майкле Китоне как влитые; манерой своей игры, мимикой и пластикой он во многом развивает акценты, найденные ещё в образе Риггана Томпсона из «Бёрдмэна». Его Рэй тоже поддерживает себя мотивирующими словами, только уже с помощью пластинки с названием «Сила позитивного мышления», которую он ставит себе в мотеле перед сном (эта деталь – одна из наиболее остроумных во всём фильме). А ещё театрально разговаривает с зеркалом, за которым сидят невидимые ему зрители.

Однако всё же несправедливо будет назвать «Основателя» единоличным бенефисом Майкла Китона. Кроме него, здесь есть ещё замечательные Ник Офферман и Джон Кэррол Линч, играющие трогательных и недальновидных братьев Дика и Мака МакДональдов, а также Лора Дерн, пусть и в чисто функциональной роли жены главного героя. К слову, от неё он избавится также легко, как и от братьев. Так что, как бы мы к этому ни относились, в пищевой цепочке фильма Рэй Крок всё равно окажется выше всех. 


"Основатель". Источник: Capella Film  


Увы, четыре года назад фильм Хэнкока не стал каким-то заметным событием, и этому легко можно найти объяснение. Несмотря на крайне поучительную и увлекательную историю и присутствие в кадре действительно хороших актеров, «Основатель» порой топчется на одном и том же месте и по несколько раз пережевывает уже сказанное. И в некоторые моменты в целом динамичный ритм заметно проседает. Так что вкусовые ощущения от фильма остаются смешанными: вроде бы всё достойно и неплохо, однако до высокой кинокухни не дотягивает. Тут сложно удержаться от подобного банального каламбура.

Однако, несмотря ни на что, ставки подняты, и отступать назад нельзя – хот-доги в благословенной Аркадии вот-вот остынут. И пусть голос настоящего Рэймонда Крока на финальных титрах попытается оправдаться – вердикт его поступкам и жизненной стратегии вынесет зритель, последнее слово всё равно останется за ним. В конце концов, золотые арки – это ведь только половина успеха, а мораль всей этой истории можно увидеть в том, что любую идею в нашем бездушном и насквозь коммерческом мире победившего капитализма надо прежде всего красиво и эффектно завернуть. Лучше всего – в бумажный пакет на вынос.

Заставляет задуматься, не правда ли?

   


«Основатель» – в онлайн-кинотеатрах с 18 июня.


Иван Цуркан


 

Рекомендуем

Завершение Х Международного конкурса молодых оперных певцов имени Елены Образцовой
Евгений Жариков:«Ален Делон» советского кино
Прима Советской эстрады Клавдия Шульженко
Фонтаны Петергофа. Европейское великолепие Северной столицы Российской Империи
Человек многих скорбей. Уильям Джералд Голдинг
Почему оживают литературные персонажи. Иллюзия независимого агентства
Мюзикл «Золушка» подарил детям сказку на Всемирный день доброты
Концертное исполнение оперы Г. Доницетти «Дочь полка»
Интервью с Ольгой Плёнкиной
Неспящие в космосе («Пассажиры» реж. Мортен Тильдум)