Партнеры Живи добром

Музей – это что-то среднее между храмом и диснейлендом


Музей, в нашем привычном понимании, это место хранения и демонстрации подлинных объектов искусства, имеющих важное культурное и историческое значение. Цель музея – просветительское, культурное и духовное обогащение. Но попадают ли под это определение, появляющиеся с заметной частотой «неклассические музеи». И можно ли, добавлять слово «музей» к чему угодно, и становится ли он, таким образом, музеем?

Сегодня большую популярность получили (и не только в нашей стране) развлекательные научно-образовательные площадки, называющие себя музеями. В США для таких случаев есть определение «эксплораториум» (англ. explore «исследовать»). Самый представительный из них находится в Сан-Франциско, и что более интересно – это его основатель, Фрэнк Оппенгеймер. У нас подходящего слова пока не придумали, что даёт основания для размышлений и споров по вопросу их самоопределения.


ЛабиринтУм


«ЛабиринтУм» называет себя интерактивным музеем занимательной науки. Вмещает около 100 экспонатов и механизмов, которые наглядно демонстрируют законы физики, химии и биологии. Здесь можно собственноручно создавать торнадо и молнии, познавать природу вещей через игру и эксперименты. Отличное дополнение к урокам для школьников! Хотя программы рассчитаны на детей от года до 14 лет, взрослые так же найдут для себя интересное и ранее неизвестное. На внушительных 700 квадратных метров расположено пять тематических зон: «Водный мир», «Мир физических экспериментов», «Черная комната», «Зеркальный мир», «Человек в цифрах».

 «Музей эмоций» — проект художника Алексея Сергиенко, именуемый интерактивным музеем современного искусства. Основная идея – воздействие на посетителей через арт-объекты, картины, инсталляции, которые погружают в определенное эмоциональное состояние. Цель проекта состоит в том, чтобы дать толчок к развитию так называемой эмоциональной грамотности, влияющей на эмоциональный интеллект. Это коллекция человеческих мыслей и ощущений, выраженная в материальных объектах. С точки зрения пространства, музей разделён на 7 зон, каждая из которых – это определенная эмоция, а коридор между этими зонами – переход от одной эмоции к другой.


Музей эмоций


«Музей великана» –  сосредоточение огромных по величине объектов, где каждый может почувствовать себя главным героем альтернативного варианта «Путешествия Гулливера». Сесть в кастрюлю и прогуляться по страницам книг, залезть в банку со сгущенкой или примерить огромные башмаки.

В «Музее иллюзий» посетители являются обязательными и полноправными участниками иллюзорных картин. Музей существует в 7 городах России, и в одном из них, в Санкт-Петербурге занимает площадь в тысячу квадратных метров, сполна охватывая каждый миллиметр пространства различными инсталляциями, создавая эффект полного «погружения в среду».

Задача по разграничению на музеи и не музеи, становится более сложной по отношению к Музею сновидений Фрейда. Даже самоназвание, уже, сбивает с толку. Музей посвящен сновидениям, теориям Фрейда, его любви к искусству и коллекционированию древностей. Это виртуальное, воображаемое сновидение Фрейда, одна большая эфемерная инсталляция, чей визуальный ряд составлен из полупрозрачных стен, которые можно раздвинуть или пройти насквозь одними лишь только воображением, силой мысли и внутренним пережитым опытом. В музей точно захочется вернуться снова. Здесь проходят лекции, продают книги, можно встретиться с интересными людьми, профессиональная сфера которых близка к идеям музея. Одним из таких является его основатель – психоаналитик, почетный член The Museum of Jurassic Technology (Лос-Анджелес), заведующий кафедры Восточно-европейского института психоанализа (на базе которого музей и существует).

Очевидно, для аксиоматичного ответа на вопрос – можно ли считать вышеперечисленные учреждения музеями, нужно время, много времени. Именно оно решило в случае с музыкой, какую мы будем считать классикой – слушать и изучать веками и через столетия, а что могли слышать только её современники.

Неклассические музеи, пока, не имеют богатой истории и вряд ли представляют историческую ценность. Это скорее площадки нового, «околомузейного» формата, со своей идейностью, которые, подобно современному искусству, делают ставку на чувственное восприятие. Не ставиться и задача сохранения своих объектов, они взаимозаменяемы во многом по причине отсутствия культурно-исторической ценности. Это попытка найти новые формы представления о музее, расширить его возможности и несомненно, привлечь тех, кто ориентирован на более интерактивное восприятие и приветствует отсутствие строгих и бдительных взглядов музейного смотрителя.


Лидия Суслова


 

Рекомендуем

Габриэль Гарсия Маркес «Вдохновение приходит только во время работы»
Хорас Уолпол. Готический граф
Праздник мира Евгения Вахтангова
Искусство гравюры Василия Матэ
Человек контрастов Малкольм Макдауэлл
Второй фестиваль Skolkovo Jazz Science прошел в «Сколково»
Wild Wild West – Что мы знаем о гении аранжировки?
История впечатлений Ренуара
Объединённые эстетикой цвета
Что? Где? Когда? Чем март порадует женщин и не только