Партнеры Живи добром

Так вы снимаете сказки, товарищ режиссер?


Когда человека спрашиваешь о том, кто из режиссеров делал кино искусно, фантасмагорично и гротескно, то первым в голову приходят две фамилии – Феллини и Тарковский.


Однако этот ряд можно и нужно продолжить еще одной – Данелия. Георгия Данелия всю его творческую жизнь сравнивают с двумя другими гениями кинематографа не столько за его успех, сколько за саму атмосферу и суть, которые зритель видит в его картинах, и которые сам автор вырабатывал медленно, но верно в течение всего режиссерского пути.


Георгий Данелия


Данелия родился 25 августа 1930 года в грузинской семье, где c индустрией кино были уже близко знакомы. Его мама (Мери Ивлиановна Анджапаридзе) была помощником режиссера, дядя (Михаил Чиаурели) – режиссером, кузина (Софико Чиаурели) – талантливой и успешной актрисой. Неудивительно, что все вокруг пророчили Георгию кинематографический университет, говоря, что это его судьба. Только вот сам Данелия верил в другой путь: наперекор желаниям семьи он поступил в архитектурный институт и до самого выпуска оставался влюбленным в свою профессию. Но все же, видимо, правы те, кто говорит «от судьбы не убежишь». 


В 1956 году при абсолютно удивительных обстоятельствах (увидев объявление в газете, которой укрывался пьянчуга, спящий на скамейке) новоиспеченный архитектор отправляется пробовать свои силы на высшие режиссерские курсы при Мосфильме. Конечно, о том, что за студент сидит перед ними, знали в приемной комиссии, но испытание проводили по совести. Честно говоря, Данелия буквально просочился на курсы благодаря одной единственной папке с жанровыми рисунками, в которой была чуть ли не полная раскадровка некоторых чеховских рассказов. Так по воле случая, или же судьбы – как вам угодно, Георгий Данелия все-таки ступил на путь кинематографический и позже открыл России и миру новый взгляд не только на кино, но и на философию жизни.


Георгий Данелия


«Люди достойны чего-то доброго, они достойны света. Или лекарства, которое бы примерило их с этой жизнью, украсило или сделало светлее. Очень многое в жизни зависит от наших глаз и от сердца. Часто мы проходим мимо, пропуская то прекрасное, что в ней есть», - говорил Данелия, эту философию мы можем увидеть в его фильмах. В его дебютной картине «Сережа» (1960), снятой в сотрудничестве с Игорем Таланкиным, всю историю зритель видит глазами маленького мальчика, для которого мир только открывается, представляется в разной гамме чувств и эмоций, и, конечно, задевает не одну струну души каждого смотрящего этот фильм. Картина вселяет в зрителя веру в светлое, доброе. Однако «Сережу» не так приняли на худ. совете, выразив мнение, что фильм безлики и серый; но после фурора, который он произвел на нескольких международных фестивалях, отрицать гениальность и теплоту этой картины было бесполезно. Режиссера успех самой первой картины пугал не на шутку – как же равняться с ней во всех последующих? Как же Георгий ошибался тогда – мы теперь знаем, что «Сережа» только задал тон еще большим откровениям и открытиям. 


В 1963 году режиссер снимает «Я шагаю по Москве», который считается своеобразной одой хрущевской оттепели. В картине воплощается мечта сохранить детскую непосредственность и чистоту. Герои фильма живут с надеждой в лучшее, с душой, распахнутой для нового. Но и на этот раз картину не принимают сверху, считая, что в ней нет сути, нет главной идеи. Следующий проект «Тридцать три» (1965) так же не выпускают в прокат из-за слишком явного намека на мощь Системы и незначительной роли обычного человека в ней. Может, от подобной судьбы его творческих работ Данелия и научился так легко и с юмором относиться ко всему? Не просто так его жанром считают комедии, а самого называют мастером этого жанра. Во многих картинах режиссера юмор соседствует с грустью, но все же послевкусие у зрителя сладкое, нежели горькое. Отличными примерами будут фильмы «Не горюй!» (1969 года, снятый по мотивам романа Клода Тилье "Мой дядя Бенжамен") или более поздний «Кин-дза-дза» (1986). 


Георгий Данелия


Тонино Гуэрра говорил о картинах Данелия: «Его ирония и грусть — всегда с прищуром улыбки. Он учит ходить по улицам, усеянным цветами». И в этом просто убедиться, стоит только включить любой из них: о героях, которые ищут свое место в жизни («Афоня», «Мимино», «Осенний марафон») или о светлых, по-детски наивных мечтах («Сережа», «Я шагаю по Москве»). В любом из своих фильмов Георгий Данелия рисует сказку для зрителей, может быть не всегда абсолютно счастливую или добрую, но все же сказку для «взрослых детей».



Лодеск Влада








 

Рекомендуем

10 самых известных саундтреков в истории
Владимир Грамматиков: дорога к детским сердцам
Осип Мандельштам: «Столетья окружают меня огнем»
Орнелла Мути - «феминистка, которая любит мужчин»
Фёдор Толстой. Стихия творчества и войны
Интервью с Игорем Золотовицким
Борис Гребенщиков: «Когда я пою, я отдаю много энергии»
"Людям тоже нужны крылья, только они об этом не догадываются..." А. Гауди
Уильям Уордсуорт. Представители «озерной школы» и зарождение английского романтизма
Классик эпохи «Серебряного века» - Борис Зайцев