Партнеры Живи добром

Вячеслав Зайцев. «Он диктует моду в Москве»


Кажется, что жизнь известного модельера Вячеслава Зайцева похожа на бешеные американские горки — тяжелое детство и счастливая взрослая жизнь, большое количество знакомств и хорошие связи соседствуют с неожиданными предательствами. Однако Вячеслав всегда сохранял оптимизм и веру в лучшее.


С самого малолетства жизнь проверяла Славу на прочность. Родился он незадолго до войны, 2 марта 1938 года, в простой рабочей семье в столице русского ситцевого края. Детство у мальчика было незавидное. Большой любви между родителями не было и мать, Мария Ивановна была в браке несчастна. Вскоре грянула война, отец ушел на фронт, попал в плен и затем оттуда бежал. После войны он оказался в лагере как изменник родине и в будущем это сильно сказалось на семье модельера. Вячеслав отца видел всего раз в жизни, когда они с матерью поехали в Харьков в 1945 году, где находились заключенные. Однако он его так и не запомнил.


Вячеслав Зайцев


С матерью они жили бедно — снимали маленькую комнату в двушке. Мать почти сутками пропадала на работе и часто подрабатывала прачкой или уборщицей. Юный Слава всегда делал всю работу по дому и был весьма самостоятельным с малых лет. Денег в семье практически не было, не хватало иногда даже на еду, не говоря уже об одежде и тем более каких-то мелочах и игрушках. Но всегда оказывались добрые отзывчивые люди, которые время от времени помогали семье.


По окончании войны Вячеслав пошел в ивановскую среднюю школу. Он был очень одаренным, творческим и открытым для всего нового ребенком. Его мечтой была сцена, он обожал бывать на публике, отлично пел и танцевал. Даже получил премию за пение. А в 10 лет он чуть не уехал в Москву, в хор Свешникова, но мама его не отпустила. В начальной школе так же часто помогал учителю по рисованию раскрашивать цирковые афиши. 

 
После школы, в 1952 году, как сын изменника Родины, он смог подать документы только в Ивановский химико-технологический техникум на специальность художника текстильного рисунка, став единственным на всем потоке, кто сдал вступительные экзамены на «отлично». Так же с отличием закончив техникум в 1956 году молодой Зайцев отправился покорять Москву.


В столице Вячеслав поступил в Московский текстильный институт. Тогда же он точно решил, что свяжет свою жизнь с созданием одежды. Благодаря своим знакомым, в Москве он смог жить в небольшом домике на 4-ой Парковой, где помогал по хозяйству и уходом за детьми. Так он прожил полтора года, а затем перебрался в общежитие, где провел еще шесть месяцев. Это время он вспоминает с ужасом, так как в студенческом общежитии творился полный бардак и хаос, а он с детства привык к порядку и аккуратности. Следующие же девять лет Зайцев провел в крошечной квартирке на Аэропорте вместе со своей женой Мариной (они познакомились в институте и вскоре после знакомства обручились).


Вячеслав Зайцев


Вячеслав был очень ярким, выделяющимся из серой массы студентом — он любил яркую одежду, необычные образы и нетривиальные сочетания. Чем и вызвал нелюбовь многих своих педагогов. Ему завернули желанную дипломную тему и Слава в 1962 году защищал диплом о рабочей одежде. После выпуска попал на фабрику Мособлсовнархоза по пошиву спецодежды, в город Бабушкин. Многие его идеи отвергались и забраковывались. Первая коллекция была забракована начальством. Однако, на показе присутствовали зарубежные журналисты и вскоре в модном журнале «Paris Match» появился репортаж о юном даровании и его цветных телогрейках, платках и ярких валенках.


Этот репортаж стал первым шагом к всемирной славе Зайцева. Благодаря статье, которая называлась «Он диктует моду в Москве», в 1965 году судьба его свела с Пьером Карданом и Марком Боаном (модный дом «Dior»). Это знакомство было названо «встречей королей моды» и положило начало долгой и теплой дружбы между известными модельерами.


После института ему предлагают возглавить экспериментально-технический цех Общесоюзного дома моделей на Кузнецком мосту. За чертову дюжину лет, которые Зайцев проработал в Доме моделей, он создал много ярких и модных коллекций, которые демонстрировались во всем мире. Хотя самого модельера на этих показах не было, так как в советское время выездными были только модели и начальство. В 1974 году европейцы ставят имя Зайцева в одном ряду с именами Шанель, Диор или Пуаре, но советское правительство такая известность модельра не устраивает. Вячеславу приходится на время «лечь на дно» и он ненадолго отходит от создания одежды.


В итоге, в 1978 году Вячеслав Зайцев уходит из Дома моделей и последующие несколько лет занимается тем, что занимается литературной деятельностью. Его книги «Такая изменчивая мода» и «Этот многоликий мир моды» увидели свет в 1980-м году и через какое-то время были переизданы за рубежом. В те же годы Зайцев переживал кризис из-за смерти матери, которая оказала на него огромное влияние и была очень близка и дорога ему. 

 
В 1982 году Зайцев возвращается в мир моды, став худруком небольшого экспериментального ателье на Проспекте мира. В дальнейшем это ателье стало Домом моды Славы Зайцева, который работает и по сей день.


Вячеслав Зайцев


Помимо создания своих коллекций модельер часто шил наряды и для известных деятелей культуры, политиков и их семей. Так же при Доме моды были открыты модельное агентство и Лаборатория моды для начинающих модельеров.


Вячеслав Зайцев является одним из ключевых представителей мира Haute couture и его имя известно всем, кто следит за модными тенденциями и новинками. Несмотря на то, что как семьянин модельер не состоялся (сложные отношения с тещей привели к его разводу с женой Маришей, а гражданский брак закончился порчей, преследовавшей Зайцева в течение многих лет), Вячеслав с широкой жизнерадостной улыбкой заявляет, что он:

«...абсолютно счастливый человек! Оглядываясь назад, ничего не хотел бы менять в своей судьбе!»


Он поддерживает дружеские отношения с бывшей женой, а сын Егор и старшая внучка Маруся пошли по его творческим стопам и связали (или собираются связать, если говорить о Марусе) свои жизни с созданием одежды и новых модных течений в мире.



Ирина Гюне



 

Рекомендуем

Прощай, Анна! “Каренина” на фестивале Solo
Полвека истории под именем "Маяк"
Аукцион "Ван Гог за тушенку"
Афганистан ближе, чем вам кажется. Халед Хоссейни
Параллели сквозь время «К 100-летию Давида Ашкенази»
Эрих Мария Ремарк. Жизнь в цитатах
Кино. Премьера. «Про Любовь» Анны Меликян
Модный эффект Кары Делевинь
Асия Джебар. Нетерпеливые
Ольга Хохлова. Вдохновляющая Пикассо.