Партнеры Живи добром

Олег Павлович Табаков. Актер на века


«Занятие театром — это работа почти солдатская: не хочется — надо, холодно — надо, жарко — надо...»


Для Табакова жизнь — это постоянная, интенсивная работа, которая не обусловлена никакими меркантильными целями или стремлениями. Просто по-другому не получается. Привычка жить, дышать, существовать одной лишь сценой заставляет Олега Павловича вставать ранним утром и проводить весь день в веренице забот руководителя двух знаменитейших театров Москвы. Возраст для него лишь драгоценный опыт, который не мешает продолжать двигаться вперед, оттачивая свое мастерство и передавая его другим.


Надеть женский парик и платье, облачиться в образ мечтательного юноши или заговорить голосом кота из мультика — кажется, для Табакова не существует ролей, которые были бы ему непосильны. Более шестидесяти лет работы в театре, свыше ста пятидесяти ролей в кино, несколько режиссерских проектов, десятки всевозможных премий и наград и сотни персонажей, в чьи образы вжился мастер театрального искусства — такова жизнь Народного артиста России. 


Олег Павлович Табаков


Олег Павлович Табаков родился 17 августа 1935 года в городе Саратове. Оба родителя занимались врачебной практикой, поэтому детство выдалось у Олега Павловича не самым сладким. Военные годы, голод, отец уходит на фронт, мать служит в военном госпитале. Через много лет уже состоявшийся артист будет вспоминать, как на обед подавали подсоленные, хорошо зажаренные картофельные очистки. Но, несмотря на обстановку в стране, Табаков смог получить то, что до сих пор дает ему силы справляться со всеми трудностями: мальчик был окружен заботой и любовью со стороны бабушек и матери. Именно это Олег Павлович в дальнейшем будет считать причиной своего успеха.


Любовь к прекрасному Лелику, так прозвали артиста за подпись во фронтовых письмах к отцу - «маршал Лелик», прививала мать. С четырех лет мальчик научился читать, по возможности посещал театральные постановки. В период войны МХАТ был эвакуирован в Саратов, где юный Табаков впервые увидел спектакль «Три сестры» в исполнении мэтров театрального искусства. Эта постановка оставила неизгладимые впечатления в душе маленького мальчика, его поразили не герои, а мастерство актера. С тех пор, он будет пытаться развить в себе схожие навыки. Для этого начнет читать профессиональную литературу, поступит в театральный кружок «Молодая гвардия», будет вести передачи на радио, а в семнадцать лет решит продолжить свое обучение в Москве.


Олег Павлович Табаков


В 1953 году Олег Табаков принят в два лучших театральных ВУЗа страны: школу-студию МХАТ и ГИТИС. Но выбирает первое, благодаря великим актерам, окончившим именно эту школу, которыми так восхищался юный Табаков. Во время обучения во МХАТе актер получает свою первую роль в кино «Саша вступает в жизнь», на третьем курсе, и знакомиться с Олегом Ефремовым, вместе с которым откроет Студию молодых актеров, позже переименованную в «Современник».


Годы в «Современнике» Олег Павлович Табаков описывает как лучшие. Жизнь кипит. Он играет свою первую роль в спектакле «Вечно живые», вскоре становится ведущим актером театра. «Пять вечеров», «Голый король», «Взломщики тишины», «Обыкновенная история», «На дне» – это только немногий перечень спектаклей, в которых задействован актер. Табаков вспоминает бессонные ночи, репетиции, переживания, первую любовь, первый инфаркт. Именно в эти годы Олег Табаков встречает свою первую жену Людмилу Крылову.


Он востребован, его приглашают на гастроли в Прагу сыграть роль одного из излюбленных им персонажей — Хлестакова. Там он дает двадцать восемь спектаклей в постановке гоголевского «Ревизора». До сих пор «востребованность» - главный критерий, по мнению Табакова, который определяет талант и успех актера.


В 1968 году Олегом Табаковым поставлен дипломный студенческий спектакль «Женитьба», премьера которого состоялась в «Современнике». Актер начинает получать все меньше ролей в новых спектаклях, но, одновременно с этим, следует множество приглашений на съемки в кино, а также участвует в постановках телеспектаклей, идущих в прямом эфире.


Олег Павлович Табаков


Среди его телеспектаклей такие названия, как «Студент» (1969), «Шагреневая кожа»(1975), «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» (1976), «Эзоп» (1981) и два моноспектакля - «Конек-Горбунок» (1973) и «Василий Теркин» (1979). 


В 1970 году, после отхода от дел Ефремова, Табаков возглавляет театр «Современник». Обновляется репертуар, принимаются новые актеры, режиссеры. Ставятся произведения Рощина, Вампилова, Достоевского, Васильева. Табаков ищет новые идеи, стремясь усовершенствовать один из наиболее популярных театров Москвы. На этом посту Табаков пробудет вплоть до 1976 года. 


В 1974 году, в возрасте тридцати девяти лет, почувствовав силы воспитывать «новое поколение», Олег Табаков открывает собственную школу-студию, постоянно набирая и отсеивая новых учеников. Четыре года спустя студия им. Табакова переедет на новое место, по адресу: ул. Чаплыгина, 1-а, где располагается по сей день. Но не сразу театр строился: Табакову не только не разрешили открыть новый театр, но и запретили заниматься преподавательской деятельностью, однако, студия не прекратила свою работу. Репетиции проходили ночами и вечерами, новые спектакли продолжали появляться. За это время ставятся: «Записки сумасшедшего», «Жак-фаталист», «Случай в зоопарке», «Пролетарская мельница счастья». 


В декабре 1986 года выходит приказ о создании в Москве трех новых театров. В этот раз Табакову улыбнулась удача. Для Олега Павловича «Табакерка», так прозвали театр в народе, стал вторым домом, а труппа — новой семьей, поэтому он старался как можно больше времени уделять своему детищу, поддерживая там дружественную атмосферу. 1 марта 1987 состоялся первый спектакль «Кресло», театр сразу приобрел популярность и смог завоевать внимание зрителя. В зале всегда был аншлаг, хотя критики не воспринимали новый театр всерьез. Студия работала в полную силу, было поставлено множество спектаклей, среди которых «Полоумный Журден» по пьесе М. Булгакова, «Прищучил» Б. Кииффа, «Крыша» и «Дыра» А. Галича и, конечно же, «Обыкновенная история», в которой сыграл сам Олег Табаков. Со временем театр сумел обратить на себя внимание критиков. После нескольких «удачных» постановок спектакля «Матросская тишина» и гоголевской пьесы «Ревизор», о театре начали появляться положительные отзывы со стороны экспертов. К тому моменту, труппа состояла уже из профессионалов своего дела, среди которых были В. Машков, И. Нефедов, Е. Миронов, С. Безруков.


Олег Павлович Табаков


Помимо театральной деятельности, Табаков непрерывно продолжает сниматься в кино. За этот период выходит огромное количество фильмов, с его участием. Среди наиболее известных: «Гори, гори, моя звезда» (1969), «Семнадцать мгновений весны» (1972), «Двенадцать стульев» (1976), «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979), «Несколько дней из жизни Обломова»(1979), «Москва слезам не верит» (1979), «Мэри Поппинс, до свидания!» (1983), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Ширли-мырли» (1995). Большинство его кинофильмов стали классикой отечественного кино.


На протяжении своей жизни, Табаков принимает участие в озвучке сказочных персонажей. Он подарил свой голос коту Гарфилду, в русской версии одноименного фильма, Барбосу в мультике «Бобик в гостях у Барбоса (1977)», коту Матроскина в трилогии мультфильма о Простоквашино (1978-1984), Василевсу (Византийский Император) в «Илья Муромец и Соловей - Разбойник» (2007).


С 1976 года Табакова часто приглашают за границу для постановки спектаклей, а также проведения мастер-классов. Он посещает Великобританию, Венгрию, Финляндию, Германию, Данию, Австрию, США. Отвечая на вопросы студентов «как Вы готовитесь к спектаклям?», Табаков говорит: «Надо хорошенько поспать после обеда».


За свою жизнь Олег Павлович Табаков получил большое количество званий и наград, стал лауреатом множества премий, заслужил ордена почета, является академиком Национальной академии кинематографических искусств «Ника», а также президентом фестиваля «Саратовские страдания». Входит в состав Совета по культуре и искусству при Президенте России.


Олег Павлович Табаков


В 2008 году Олег Павлович открыл школу-пансион для будущих актеров, колледж состоит при театре им. Табакова и располагается в том же месте (ул. Чаплыгина, 1-а).


На сегодняшний день Олег Павлович Табаков является худ. руководителем двух театров: «Табакерки» и МХТ им. Чехова, проводит мастер-классы, снимается в кино, играет в спектаклях, продюсирует фильмы и занимается преподавательской деятельностью. Женат на актрисе Марине Зудиной, имеет четырех детей и трое внуков. 



Мария Сурмина



 

Рекомендуем

Дело Чести («Офицер и шпион» реж. Роман Полански)
«Синяя Птица» М. Метерлинка – волшебная феерия К.С. Станиславского
Вячеслав Зайцев. Эпоха русского кутюра
Фестиваль уличного кино в Санкт-Петербурге
Константин Батюшков. Опыты в стихах и прозе
Живет лишь тот, кто творит. Ромен Роллан
Оскар за платье
Страхи Владимира Маяковского
В тридевятом штате, в тридесятом боро («Сиротский Бруклин» реж. Эдвард Нортон)
Теодорос Ангелопулос. Время, границы, молчание, история, современность