Партнеры Живи добром

Кино Южной Кореи: Голливуд на свой лад


На минувшем Каннском фестивале Золотую пальмовую ветвь получил фильм «Паразиты». Это первая лента из Южной Кореи, ставшая триумфатором фестиваля. Ценители кино знают: корейский кинематограф сейчас переживает настоящий ренессанс и буквально покоряет мир. Если же вы с ним ещё не знакомы, мы расскажем о самых ярких современных режиссёрах Южной Кореи и их работах.

На рубеже XX-XXI веков правительство страны ослабило многие ограничения, в том числе и в сфере искусства, а вместе с этим зародился интерес к производству блокбастеров, которые могли бы потягаться с Голливудом. Но корейские режиссёры быстро обратились к фестивальному кино, и вскоре мир услышал о множестве талантливых творцов.

Зачинателем корейской Новой волны справедливо называют «отца кинематографа Кореи» – Им Квон Тхэка, который за пятьдесят лет снял более 100 фильмов. Но сложно сказать, с чего именно начался ренессанс корейского кинематографа. Пожалуй, это произошло двадцать лет назад, в 1999 году. В доказательство этому два фильма – «Шири» Кана Джегю и «Мятная конфета», который снял Ли Чхан Дон.


"Мятная конфета"


Шпионский боевик «Шири» стал первым фильмом, который привлёк серьёзное внимание критиков и зрителей со всего мира к корейскому кино. Он также положил начало активному кинопроизводству в самой стране. Лента «Мятная конфета» заинтересовала уже своей необычной структурой: она начинается со сцены самоубийства мужчины, который кричит: «Я хочу вернуться назад!». Собственно, об этом и фильм: в обратном порядке он показывает ключевые моменты в жизни главного героя, которые привели его к самоубийству.

Историю об одном человеке (к слову, далеко не самом приятном) Чхан Дон вплетает в неспокойную историю Кореи, пытаясь найти и объяснить истоки многих проблем её жителей. Не так давно, в 2018 году, он снял «Пылающий», ещё один «очень южнокорейский» фильм. Только здесь уже рассматривается азиатское общество, на которое влияет Запад. Именно в этом Чхан Дон видит причины социальной отчуждённости и способности к жестокости (насилие очень часто встречается в корейских фильмах).

Такое исследование психологии и поведения людей и вообще общества стало лейтмотивом корейского кинематографа. В 2010 году режиссёр и сценарист Лим Сан Су снял ремейк классического фильма «Служанка». Однако он не столько отдал дань уважения классике, сколько использовал сюжет, чтобы рассмотреть моральную испорченность нынешнего мира, в котором всё держится на подчинении, и высмеивании современной элиты.

Разумеется, выдающиеся корейские режиссёры снимают не только мрачные и серьёзные фильмы. Хон Сан Су обладает уникальным стилем съёмки и неизменно наделяет свои работы юмором, хотя порой и странным (но в этом кроется часть его обаяния). Сан Су уже давно знают и любят во всём мире, и со своего дебюта в 1995 году с фильмом «День, когда свинья упала в колодец» он не перестаёт собирать награды на всевозможных фестивалях.


"Последний выстрел президента"


Но даже в комедийных фильмах часто проскальзывают мрачные нотки, потому чаще это всё же чёрные комедии. Уже упомянутый Лим Сан Су – известный любитель сатиры и провокатор. Это он отлично показал в комедии «Последний выстрел президента» (2005) про выдуманное убийство бывшего корейского президента Пака Чон Хи. Семья Чон Хи ожидаемо пришла в ярость и подала в суд на режиссёра, а в некоторых странах показывали редактированную версию фильма.

Корейским режиссёрам не чужда и тема небольших городков, которую так любят, к примеру, британцы и американцы. В частности, этой теме посвящён фильм «Девочка у моей двери» (2014), режиссёрский дебют Джули Чун. Он рассказывает об офицере полиции, которую после скандала перевели из Сеула в отдалённый приморский город. Здесь она помогает девочке, над которой издеваются сверстники и приёмный отец, но её благородные намерения не слишком одобряют местные жители.


"Поезд в Пусан"


Южнокорейскому кино удаётся, постепенно сближаясь с западным, оставаться очень самобытным. Один из таких примеров – «Поезд в Пусан» режиссёра Ёна Сан Хо. Это самый настоящий апокалиптический экшн с зомби: в поезде оказывается женщина, укушенная зомби, и пассажирам придётся бороться за свою жизнь. Режиссёр использует эту историю, чтобы подтолкнуть к рефлексии о классовых различиях: в поезде едут самые разные пассажиры, от бездомного мужчины до богача-бизнесмена, и эти различия становятся препятствиями на пути героев к спасению.


"Поезд в Пусан"


Про вампиров, кстати, тоже не забыли. Пак Чхан Ук в 2009 году снял очень необычный фильм на эту тему – «Жажда», этакая «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» на корейский лад. Он рассказывает о священнике, который решается на экспериментальное лечение и, едва не умерев, становится вампиром. Перед ним встаёт моральная дилемма: сам священник – искренне верующий, но в нём просыпаются грешные порывы, которые раньше он подавлял. По мнению Чхан Ука, этот дьявол сидит в каждом из нас. Чхан Ук – один из немногих южнокорейских режиссёров, которые смогли обосноваться и в Голливуде, и в западном кинематографе вообще. Собственно, и режиссёром он стал, посмотрев «Вертиго» Хичкока, а до этого мечтал быть критиком. Фильмы Чхан Ука всегда отличаются уникальным визуальным стилем, но сам он заявляет, что главное для него – характеры и история. О человеческой природе он рассуждает, показывая «лиричные» сцены насилия, и с помощью мрачного чувства юмора. Его первым успехом стал фильм «Объединённая зона безопасности» (2001) о напряжённых отношениях между Южной и Северной Кореей, на тот момент – самый кассовый фильм в Южной Корее, который оказал большое влияние на кинематограф страны. Тема вражды между разными странами раскрывается и в другой работе Чхан Ука – «Служанка» (2016). Оригинальную историю он переносит из викторианской Англии в Корею под властью Японии. Этот фильм тоже стал любимцем Канн.

Международную славу Чхан Ук получил после выхода «Олдбой» (2003), который открыл ему дорогу в Голливуд. Там режиссёр снял фильм «Порочный игры» – свой англоязычный дебют, в котором чувствуется влияние Хичкока. На главные роли он позвал хорошо знакомых западному зрителю актёров – Мию Васиковска и Мэттью Гуда, а также Николь Кидман. Наконец, в 2018 году вышел сериал, снятый Чхан Ук для BBC One и AMC, – «Маленькая барабанщица» по шпионскому роману Джона Ле Карре. Выбор режиссёра многим показался неожиданным, но, как оказалось, продюсеры не прогадали.


Пон Чжун Хо


Возвращаясь к режиссёру «Паразитов» Чжун Хо, отметим, что его тоже любят западные зрители. Он им уже хорошо знаком, да и на фестивалях появлялся не раз. Первой его фестивальной работой стал фильм «Вторжение динозавра» (на первый взгляд, фантастический триллер вполне в духе Спилберга, но на самом деле это история о не самой нормальной семье), он пробовал себя и в ужасах, и в спагетти-вестернах, но широкой аудитории Чжун Хо больше знаком по двум блокбастерам: постапокалиптическому триллеру «Сквозь снег» с Крисом Эвансом и Тильдой Суинтон и фантастической драме «Окча» с Джейком Джилленхолом и той же Суинтон. В 2017 году эта лента тоже претендовала на Золотую ветвь.


"Сквозь снег"


Найти что-нибудь по душе среди корейских фильмов смогут и любители костюмной драмы, и хорроров, и шпионских боевиков, и странноватых чёрных комедий, и фантастики. Прелесть в том, что эти фильмы сильно отличаются от голливудских и европейских и очень самобытны. Стоит немного втянуться – и вы почти наверняка попадёте под его обаяние.


Мария Баратели



 

Рекомендуем

«Сезар»: 40 лет на сцене
XXXIX ММКФ. "Селфи" Виктора Гарсии Леона
М. Найт Шьямалан. Триумф одного фильма
Рассказ Тонино Гуэрра «Подвешенный кофе»
«Масаока Сики – история великого и последнего мастера хайку»
3 секунды, которые потрясли мир ("Движение вверх" реж. Антон Мегердичев)
Время вспять!
Ян Вермеер Дельфтский. Забытый на века маэстро
Мастер-класс по исполнению желаний от Аглаи Тарасовой и Кирилла Нагиева
Сергей Лукьяненко: «Не хочу остаться автором «Дозоров»