Партнеры Живи добром

Пробежка по социальной лестнице ("Паразиты" реж. Пон Чжун Хо )


"Паразиты". Фото предоставлено прокатчиком.


Квартира семьи Ким расположена на цокольном этаже. От подвала она отличается наличием окна, через которое Кимы смотрят на грязную, зловонную улицу и алкашей, то и дело спешащих справить малую нужду прямо у них на глазах. Дна семья пока не достигла. У социальной лестницы есть еще пара ступеней пониже, а у Кимов есть смартфоны, они воруют соседский wi-fi и собирают коробки для пиццы – забегаловка по соседству им за это платит какие-то гроши. Ситуация меняется, когда одному из детей Кимов выпадает шанс получить работу более доходную. Вечный абитуриент Ки Ву (Чхве У Щик) соглашается изобразить студента и стать репетитором старшеклассницы Да Я (Юн Зисо)– ей посчастливилось быть дочерью богатых родителей. Семья Пак принимает Ки Ву и верит каждому слову нового репетитора, последний же быстро находит способ устроить к ним свою сестру Ки Джон (Пак Со Дам). Она притворится арт-терапевтом для младшего брата Да Я. О родственных связях двух репетиторов Пакам, конечно же, новоиспеченные учителя не скажут. На этом Кимы не остановятся – им нужно больше вакансий.

«Паразиты» Пон Чжун Хо получили в Каннах Золотую пальмовую ветвь. После показа фильма овации в зале не затихали минут пятнадцать. Рейтинг на агрегаторах рецензий у «Паразитов» очень высокий, ленту сравнивают как с «Теоремой» Пьера Паоло Пазолини, так и с «Магазинными воришками» Хирокадзу Корээда – победителем Каннского фестиваля в прошлом году. Пон Чжун Хо следит за тем, как взаимодействуют разные классы. Он понимает, столкновение бедности и богатства – история не о комфорте и примирении. Пон Чжун Хо превращает ее в черную комедию, фарс, не забывает о социальной драме, триллере и элементах хоррора. Жанрами он жонглирует удивительно ловко «Паразиты» не дают зрителю заскучать ни на минуту.

Фильм прочерчивает различия, продиктованные социальным неравенством, не только на уровне доходов, он врывается в тела главных героев и мораль. От Кимов пахнет подвалом, и этот запах нищеты ничем не вытравить. От Паков так вонять не может, они другие – словно с отфотошопленной картинки – и морщатся едва учуют зловоние бедности… Деньги разруливают некоторые вопросы так, что Паки даже не догадываются о существовании само собой решенных проблем. Им не нужно бороться за свое существование, они живут и наслаждаются жизнью, а не выживают изо дня в день. Пон Чжун Хо язвит: богатым легко быть добрыми. А мы вспоминаем «Розетту» братьев Дарденн, главная героиня которой изо всех сил пыталась выжить, перебраться на ступеньку повыше на социальной лестнице и была вынуждена столкнуть с нее другого человека. Перед Кимами встает та же дилемма.

Пон Чжун Хо не пытается выставить Кимов жалкими жертвами и не делает Паков моральными уродами, самодовольно эксплуатирующими несчастных слуг. В «Паразитах» нет откровенно отрицательных и положительных персонажей. Просто Паки и Кимы принадлежат разным мирам, устроенным по разным правилам. Появление чужестранца будет заметно и в том и в другом мире, границы находятся под непрестанным контролем, и пришельцу придется несладко. Несладко придется и неподготовленному уму, еще не взявшему в толк, что за высоким забором может быть какая-то другая жизнь и люди, которые выкручиваются, как могут.

«Паразиты» такие метафоричные, их метафоры такие лобовые, что нужно ухитриться, чтобы увернуться от них. Пон Чжун Хо заставляет Кимов мчаться вниз по лестнице, возвращаясь к себе домой от Паков. Если первые ютятся в полуподвальной халупе, то вторые разместились в просторном доме на холме и видят солнце, а не писающих пьяниц. Пон Чжун Хо создает пространство очень похожее на геометрию «Мы» Джордана Пила – фильма, где препарируется американская мечта и разыгрывается классовая бойня. Пил и его корейский коллега во многом говорят об одном: оба режиссера обнажают бездну между людьми, стоящими на разных ступенях социальной лестницы. Пил упаковывает в название фильма узнаваемую аббревиатуру (US), Пон Джун Хо тоже выбирает смелое и говорящее название. Паразитарный способ существования в его фильме выбирают оба семейства.


"Паразиты". Фото предоставлено прокатчиком.


Елена Громова



 

Рекомендуем

Ближневосточный колорит на сцене театра им. Е. Вахтангова
Просто гений. Стивен Спилберг
Они украсили Лионский зал
Жуткая идиллия («Солнцестояние» реж. Ари Астер)
KSENIASERAYA / осень-зима 18/19
Второй шанс («После. Глава 2», реж. Роджер Камбл)
Жан-Франсуа Рафаэлли: хроники парижских окрестностей
Культурные стартапы
Соловецкий музей-заповедник
Музыкальные инструменты Китая