Всеволод Мейерхольд. Реформатор и новатор
Новатор и реформатор театрального искусства Всеволод Мейерхольд родился в Пензе 28 января 1874 года в семье немца владельца винно-водочного завода Эмилия Мейергольда (Мейерхольд начнет писать фамилию на русский манер и изменит немецкое имя Карл на русское Всеволод в 21 год, когда примет христианство и станет русским подданным). Любовь к театру, искусству и музыке Мейерхольду привила его мать Альвина Даниловна, уже с раннего детства маленький Карл играл в любительских спектаклях со своими братьями.
В 1895 году Всеволод Эмильевич с трудом оканчивает гимназию и поступает на Юридический факультет Московского университета, откуда через год уходит в на 2-ой курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества (будущий ГИТИС). Его учителем становится Владимир Иванович Немирович-Данченко.
Немирович-Данченко считал внешность Мейерхольда (высокий рост, худоба, угловатая фигура, длинный нос) не совсем пригодной, а точнее не очень благородной для театральной сцены, но ценил трудолюбие, талант и неиссякаемую энергию своего ученика, поэтому в 1898 году Всеволод Эмильевич был зачислен в только что образовавшийся Московский Художественный-Общедоступный театр. В МХТ Мейерхольд прослужит четыре сезона с 1898 по 1902 годы. За это время им было сыграно большое количество разноплановых ролей. Уже тогда была видна склонность будущего создателя «биомеханики» к гротеску и буффонаде. Любимой ролью Всеволод Эмильевич всегда считал Треплева в «Чайке». Эта роль и сама пьеса Чехова были очень близки Мейерхольду. Вл. И. Немирович-Данченко писал, что «Чехова-поэта Мейерхольд чувствовал лучше других, он был по-настоящему интеллигентен».
В стенах художественного театра полностью оформилась творческая индивидуальность Мейерхольда, успешно явлена публике и там же получила мощный толчок для дальнейшего неожиданного развития. Уход Мейерхольда из МХТ состоялся в 1902 году. Одержимый «треплевской» тоской по новым формам и намеренный осуществить собственную творческую программу, Всеволод Эмильевич создает свою театральную труппу в Херсоне вместе с А. С. Кошеверовым. Однако репертуар труппы не был новаторским, а состоял исключительно из повторений постановок МХТ. В письме Станиславскому в апреле 1905 года из Николаева Мейерхольд пишет о новом театральном проекте, о любви к художественному театру, и о готовности отдать ему все свои силы. Станиславский, убежденный в гениальности Мейерхольда, загорается его проектом (в отличие от Немировича-Данченко).
Новая труппа в студии на Поварской просуществует всего год. В 1906 году эксперимент нового театра Мейерхольда в художественном театре закончится неудачей. Стоит сказать, что за это время творческих исканий, Мейерхольд продолжал выступать и в качестве актера. Даже после закрытия студии на Поварской, он играл Треплева в МХТ. Вскоре Комиссаржевская приглашает Всеволода Эмильевича главным режиссером в свой театр, где он продолжает ставить свои театральные эксперименты. Отработав год в театре на Офицерской, Мейерхольд закрепил за собой образ модного режиссера новатора и авангардного экспериментатора.
«Сестра Беатриса» М. Метерлинка, «Балаганчик» А. Блока, «Жизнь человека» Л. Н. Андреева – одни из самых известных работ того периода. После шумного разрыва с Комиссаржевской его приглашает Императорский Александринский театр. Очень необычное решение со стороны дирекции императорских театров. В Александринке Мейерхольд проработает вплоть до Октябрьской Революции. За годы работы в этом театре Всеволод Эмильевич начнет преподавательскую деятельность и сильно увлечется искусством комедии дель арте. Итогом этой многолетней работы стала роскошная постановка пьесы М. Лермонтова «Маскарад».
Подготовка длилась 6 лет. Премьера состоялась 25 февраля 1917 года в дни февральской Революции. Для петербургской театральной публики тогда, завораживающее зрелище Мейерхольда на сцене было важнее истории, свершающейся на улице. Спектакль «Маскарад» ознаменовал конец эпохи в стране и конец Александринского этапа в творчестве Мейерхольда. Кстати, спектакль пережил Всеволода Эмильевича и просуществовал до 1941 года.
Всеволод Мейерхольд сразу и безоговорочно принимает советскую власть. В 1918 году вступает в партию. В это сложное для войны время Мейерхольд много и плодотворно работает, борется с аполитизированным театром. Ставит в 1918 первую советскую комедию «Мистерия-Буфф» Маяковского. Разрабатывает и преподает на актерских курсах в Петрограде биомеханику. Пройдя натуралистическую школу театра Станиславского, теперь Мейерхольд в оппозицию учителю создает свое систему, где актер идет к образу снаружи, а не изнутри. В 1920 году Всеволод Эмильевич выдвигает программу модернизации театрального дела «Театральный Октябрь». Для воплощения своих идей Мейерхольд получает здание, где обосновывается Театр РСФСР-1. 7 ноября 1920 года театр открывается спектаклем митингом «Зори». Театр закрывают через год из-за убыточности.
Закончилась Гражданская война и лозунги «Театрального Октября» стали устаревать. Театр РСФСР-1 положил начало другим театрам, руководимым Мейерхольдом: «Театр актера», «Театр ГИТИСА», «Театр Вс. Мейерхольда» и «Государственный театр имени Вс. Мейерхольда» («ГосТИМ»). Конструктивистские декорации, яркая буффонада, гротеск, биомеханика – все то, с чем обычно ассоциируется у нас творчество Мейерхольда, произошло и оформилось как раз в послереволюционный период творчества великого режиссера. В 1930 театр ГосТИМ был за границей на гастролях. В Берлине Мейерхольд встретился с «невернувшимся с гастролей МХТ» Михаилом Чеховым. Актер рассказал о своих предчувствиях по поводу дальнейшей судьбы Всеволода Эмильевича в СССР. На что режиссер спокойно ответил, что конец его будет трагичен, но он вернется на Родину «из честности». В 1934 году Сталину не понравился спектакль Мейерхольда «Дама с камелиями» с женой режиссера Зинаидой Райх в главной роли.
После разгромных статей в прессе, театр закрыли. Безработного гения взял к себе Станиславский в оперный театр, который Мейерхольд возглавил после смерти Учителя (тогда Всеволод Эмильевич писал, что потерял отца). 20 июня 1939 года Всеволод Эмильевич Мейерхольд был арестован в Ленинграде. Его обвинили по печально знаменитой пятьдесят восьмой. 2 февраля 1940 года всемирно известного режиссера расстреляли.
Человек, сделавший так много для русского и мирового театрального искусства, стоящий у истоков режиссерского театра, создавший работы, которые вдохновляли многие последующие поколения актеров и режиссеров, художник, который смело и гениально смог отразить труднейшие для России времена, таким остался в истории культуры Всеволод Мейерхольд.
Знаменитый профиль режиссера вернулся в фойе театров в 1955, когда году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.
Михаил Мосягин
|
Рекомендуем |