Партнеры Живи добром

Всеволод Мейерхольд. Реформатор и новатор


Новатор и реформатор театрального искусства Всеволод Мейерхольд родился в Пензе 28 января 1874 года в семье немца владельца винно-водочного завода Эмилия Мейергольда (Мейерхольд начнет писать фамилию на русский манер и изменит немецкое имя Карл на русское Всеволод в 21 год, когда примет христианство и станет русским подданным). Любовь к театру, искусству  и музыке Мейерхольду привила его мать Альвина Даниловна, уже с раннего детства маленький Карл играл в любительских спектаклях со своими братьями. 


В 1895 году  Всеволод Эмильевич с трудом оканчивает гимназию и поступает на Юридический факультет Московского университета, откуда через год уходит в на 2-ой курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества (будущий ГИТИС). Его учителем становится Владимир Иванович Немирович-Данченко.


Всеволод Мейерхольд


Немирович-Данченко считал внешность  Мейерхольда (высокий рост, худоба, угловатая фигура, длинный нос) не совсем пригодной, а точнее не очень благородной для театральной сцены, но ценил трудолюбие, талант и неиссякаемую энергию своего ученика, поэтому в 1898 году Всеволод Эмильевич был зачислен в только что образовавшийся Московский Художественный-Общедоступный театр. В МХТ Мейерхольд прослужит четыре сезона с 1898 по 1902 годы. За это время им было сыграно большое количество разноплановых ролей. Уже тогда была видна склонность будущего создателя «биомеханики» к гротеску и буффонаде. Любимой ролью Всеволод Эмильевич всегда считал Треплева в «Чайке». Эта роль и сама пьеса Чехова были очень близки Мейерхольду. Вл. И. Немирович-Данченко писал, что «Чехова-поэта Мейерхольд чувствовал лучше других, он был по-настоящему интеллигентен».


Всеволод Мейерхольд


В стенах художественного театра полностью оформилась творческая индивидуальность Мейерхольда,  успешно явлена публике и там же получила мощный толчок для дальнейшего неожиданного развития. Уход Мейерхольда из МХТ состоялся в 1902 году. Одержимый «треплевской» тоской по новым формам и намеренный осуществить собственную творческую программу, Всеволод Эмильевич создает свою театральную труппу в Херсоне вместе с А. С. Кошеверовым. Однако репертуар труппы не был новаторским, а состоял исключительно из повторений постановок МХТ.  В письме Станиславскому в апреле 1905 года из Николаева Мейерхольд пишет о новом театральном проекте, о любви к художественному театру, и о готовности отдать ему все свои силы. Станиславский, убежденный в гениальности Мейерхольда, загорается его проектом (в отличие от Немировича-Данченко). 


Новая труппа в студии на Поварской просуществует всего год. В 1906 году эксперимент нового театра Мейерхольда в художественном театре закончится неудачей. Стоит сказать, что за это время творческих исканий, Мейерхольд продолжал выступать и в качестве актера. Даже после закрытия студии на Поварской, он играл Треплева в МХТ. Вскоре Комиссаржевская приглашает Всеволода Эмильевича главным режиссером в свой театр, где он продолжает ставить свои театральные эксперименты. Отработав год в театре на Офицерской,  Мейерхольд  закрепил за собой образ модного режиссера новатора и авангардного экспериментатора. 


Всеволод Мейерхольд


«Сестра Беатриса» М. Метерлинка, «Балаганчик» А. Блока, «Жизнь человека» Л. Н. Андреева – одни из самых известных работ того периода. После шумного разрыва с Комиссаржевской его приглашает Императорский Александринский театр. Очень необычное решение со стороны дирекции императорских театров. В Александринке Мейерхольд проработает вплоть до Октябрьской Революции. За годы работы в этом театре Всеволод Эмильевич начнет преподавательскую деятельность и сильно увлечется искусством комедии дель арте. Итогом этой многолетней работы стала роскошная постановка пьесы М. Лермонтова «Маскарад». 


Подготовка длилась 6 лет. Премьера состоялась 25 февраля 1917 года в дни февральской Революции. Для петербургской театральной публики тогда, завораживающее зрелище Мейерхольда на сцене было важнее истории, свершающейся на улице. Спектакль «Маскарад» ознаменовал конец эпохи в стране и конец Александринского этапа в творчестве Мейерхольда. Кстати, спектакль пережил Всеволода Эмильевича и просуществовал до 1941 года.


Всеволод Мейерхольд


Всеволод Мейерхольд сразу и безоговорочно принимает советскую власть. В 1918 году вступает в партию. В это сложное для войны время Мейерхольд много и плодотворно работает, борется с аполитизированным театром. Ставит в 1918 первую советскую комедию «Мистерия-Буфф» Маяковского.  Разрабатывает и преподает на актерских курсах в Петрограде биомеханику. Пройдя натуралистическую школу театра Станиславского, теперь Мейерхольд в оппозицию учителю создает свое систему, где актер идет к образу снаружи, а не изнутри. В 1920 году Всеволод Эмильевич выдвигает программу модернизации театрального дела «Театральный Октябрь». Для воплощения своих идей Мейерхольд получает здание, где обосновывается Театр РСФСР-1. 7 ноября 1920 года театр открывается спектаклем митингом «Зори». Театр закрывают через год из-за убыточности.


Закончилась Гражданская война и лозунги «Театрального Октября» стали устаревать. Театр РСФСР-1 положил начало другим театрам, руководимым Мейерхольдом: «Театр актера», «Театр ГИТИСА», «Театр Вс. Мейерхольда» и «Государственный театр имени Вс. Мейерхольда» («ГосТИМ»). Конструктивистские декорации, яркая буффонада, гротеск, биомеханика – все то, с чем обычно ассоциируется у нас творчество Мейерхольда, произошло и оформилось как раз в послереволюционный период творчества великого режиссера.  

В 1930 театр ГосТИМ был за границей на гастролях. В Берлине  Мейерхольд встретился с «невернувшимся с гастролей МХТ» Михаилом Чеховым. Актер рассказал о своих предчувствиях по поводу дальнейшей судьбы Всеволода Эмильевича в СССР. На что режиссер спокойно ответил, что конец его будет трагичен, но он вернется на Родину «из честности». В 1934 году Сталину не понравился спектакль Мейерхольда «Дама с камелиями» с женой режиссера Зинаидой Райх в главной роли. 


После разгромных статей в прессе, театр закрыли. Безработного гения взял к себе Станиславский в оперный театр, который Мейерхольд возглавил после смерти Учителя (тогда Всеволод Эмильевич писал, что потерял отца). 20 июня 1939 года Всеволод Эмильевич Мейерхольд был арестован в Ленинграде. Его обвинили по печально знаменитой пятьдесят восьмой. 2 февраля 1940 года всемирно известного режиссера расстреляли. 


Всеволод Мейерхольд


Человек, сделавший так много для русского и мирового театрального искусства, стоящий у истоков режиссерского театра, создавший работы, которые вдохновляли многие последующие поколения актеров и режиссеров,  художник, который смело и гениально смог отразить труднейшие для России времена, таким остался в истории культуры Всеволод Мейерхольд.


Знаменитый профиль режиссера вернулся в фойе театров в 1955, когда году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.



Михаил Мосягин



 

Рекомендуем

Торжественное открытие памятника Святославу Бэлзе
Выставка «Солдаты Отечества»
Благотворительный аукцион «Мир Добра»
Невозможность жизни («Дылда» реж. Кантемир Балагов)
Школа анимации в Музее-усадьбе Г. Р. Державина
Малый театр – зеркало российской истории
Кино. Премьера. "И грянул шторм"
Эмиграция сатиры ("Безумные соседи" реж. Филипп Де Шоврон)
Завершение Х Международного конкурса молодых оперных певцов имени Елены Образцовой
«На Дону Бога нет» («Дорогие товарищи!», реж. Андрей Кончаловский)