Алексей фон Явленский: «Моя работа — это моя молитва, высказанная красками»Имя художника-экспрессиониста Алексея фон Явленского сегодня больше известно за границей: русский по происхождению, он большую часть своей жизни провел в Германии. Именно поэтому его часто относят к художникам русского зарубежья.
От реализма к авангарду Алексей Георгиевич Явленский, потомок графов Растопчиных, родился в 1864 г. в Тверской губернии, в городе Торжок. Явленский был потомственным офицером, но тягу к искусству он чувствовал уже в раннем возрасте и поэтому решился сменить погоны на холсты и краски. В Петербурге он поступает в Академию художеств. Здесь его наставником стал известный живописец Илья Репин. Но постепенно Явленский начинает увлекаться авангардным направлением, и авторитет учителя-реалиста стал отступать. В это время он знакомится с художницей и теоретиком искусства Марианной Веревкиной, вместе с которой едет на юг Германии, в город Мюнхен. Творческие поиски уже привели сюда Василия Кандинского, Игоря Грабаря, Давида Бурлюка и других художников. В дальнейшем имя Явленского будут связывать именно с именем Василия Кандинского. После переезда в Германию художники учредили «Новое мюнхенское объединение художников». Позже Явленский вступил в основанный Кандинским творческий союз представителей экспрессионизма «Синий всадник». На родине последний стал более известен, хотя есть мнение, что Кандинский создавал свои первые абстрактные работы именно под влиянием Явленского. Живя в Германии, художник много путешествовал, изучал европейскую культуру. В поисках своего творческого стиля он окончательно отходит от реалистических методов, увлекается Ван Гогом, работами французских импрессионистов Матисса и Сезанна. В это время оформляется художественная манера автора: яркая и активная, она выражается в насыщенных, динамичных красках.
Вариации и «головы» Первая мировая война заставляет художника отправиться в Швейцарию. К этому времени мир автора картин теряет ненужные подробности. Сам Явленский обобщённые образы разделял на натюрморты, пейзажи и «головы» и, подобно музыканту, называл их вариациями. Именно женские головы стали любимым жанром мастера. «В лице для меня раскрывается космос», - говорил художник.
Его картина «Женская голова» создана всего несколькими взмахами кисти. В работе вы не сможете отыскать портретное сходство, но на полотне художник выразил всю сущность своего персонажа. Искусствоведы отмечают, что в этот период в творчестве Явленского все яснее видны отголоски иконописи: женские лица с глубокими, огромными глазами напоминают нам лики святых. «Я русский по рождению, моей славянской душе всегда были близки иконопись и древнерусское искусство. Моя работа — это моя молитва, высказанная красками», - признавался художник. Друзья даже иногда звали его "Иваном Карамазовым".
«Медитация» сквозь болезнь После возвращения в Германию художнику ставят диагноз – паралич. Явленский не смог оставить живопись, и несмотря на болезнь и слезящиеся глаза, он создает серию абстрактных работ «Медитация», которые приобрели немало поклонников по всему миру и сегодня признаны вершиной творчества художника.
Когда мастера не слушались пальцы, ему приходилось привязывать кисти к рукам. В этот период он написал более 1500 полотен, которые даже не надеялся выставить. Между тем, его работа «Лицо спасителя» стала одной из ярких точек в авангардном направлении. На полотне автор избавил человеческое лицо может от всех ненужных деталей и превратил его в аскетический лик, в котором очертания носа и бровей напоминают крест. В 1933 г. по указу нацистов Явленскому запрещено писать и участвовать в выставках. Однако через год он официально становится гражданином Германии и, подчеркивая дворянское происхождение, добавляет к своей фамилии приставку «фон». Несколькими годами позднее его работы конфискуют: полотна Явленского становятся экспонатами выставки «Дегенеративное искусство». Уже практически полностью парализованный, мастер был не в силах продолжать работу, и в марте 1941 г. Явленский скончался. Его похоронили на православном кладбище в Германии. Сегодня его работы по-прежнему выставляются в известнейших музеях мира и хранятся во многих частных коллекциях. Полотна Алексея фон Явленского по праву относят к золотому фонду европейского авангарда, а их автора считают ярким мастером русского зарубежья.
Дарья Аминова
|
Рекомендуем |