Партнеры Живи добром

Искусство щедрости


Я люблю деньги, но искусство мне дороже.

В. Кокорев 


История меценатства корнями уходит в Древний Рим, связана она с именем известного аристократа Гай Цильний Мецената. Он являлся покровителем художников и поэтов, в частности Горация и Вергилия. В дальнейшем фамилия его стала именем нарицательным, а день его рождения - 13 апреля - День мецената и благотворителя. В связи с этим, хотелось бы вспомнить нескольких российских меценатов. 


Крупнейшим в истории нашей страны было пожертвование Гаврилы Солодовникова (1826-1901). Полученное от отца в наследство, бумажное предприятие к сорока годам сделало его миллионером. Поговаривают, что купец, склонный к бережливости, питался бедно, резину на карету не ставил вовсе, а дела вел порой нечестно. Но искупал эти грехи благотворительностью. Первым его вкладом в развитии искусства был вклад на воздвижение Консерватории в Москве в размере нескольких сотен тысяч рублей. Также он спонсировал открытие первой Частной оперы (здание на улице Большая Дмитровка и называется «Московский театр оперетты»). Около 9 миллиардов современных долларов он отправил на строительство женских училищ, приютов и домов для бедных.


Солодовников


Самым состоятельным бароном России в девятнадцатом веке был Александр Штиглиц (1814-1884). Барон построил основные ветки российских железных дорог. Выступал меценатом Училища технического рисования Штиглица в Петербурге (ныне Мухинское училище) и первого в стране Музея декоративно-прикладного искусства. 


Владелец стекольных заводов в г. Гусь – Хрустальный, полученных в наследство от дяди, Юрий Нечаев-Мальцев (1834-1913) был невероятно скуп. Это объясняется, очевидно, бедностью, в которой он прожил долгое время. Главной его страстью была еда. На одном из званых обедов он познакомился с Иваном Цветаевым (отцом будущей поэтессы) и тот уговорил его выделить три миллиона на постройку Музея изящных искусств. В течение долгих 10 лет строительства музея даритель действовал анонимно и шел ради дела на огромные расходы: выписывал строителей из Италии, добывал мрамор и т.д.  В 2012 году к столетию ГМИИ имени Пушкина на музее появилась памятная доска в честь Юрия Степановича Нечаева-Мальцева.


Нечаев-Мальцев


Имя следующего мецената примечательно по многим причинам. Кузьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901) вырос в семье старообрядцев. Европейское образование стал получать, будучи довольно взрослым, примкнув к кружку западников в Москве. В этот момент он и создал первое в России частное издательство: стал печатать книги для народа за свой счет. «Кузьма Медичи» - так называли купца московские художники – начал заниматься скупкой картин раньше Третьяковых. Собрание из трехсот картин и других произведений искусства он завещал Румянцевскому музею.  Другая часть денег пошла на строительство ремесленного училища и устройства больницы для бедных, «без различных званий, сословий и религий», ныне Боткинской больницы.


Судьба владельца текстильного производства Саввы Тимофеевича Морозова (1862-1906) сложна и соответствует событиям, свидетелем которых он был. Питая особую любовь к актрисе М.Ф. Андреевой, он более 12 лет оплачивал аренду для Художественного театра на Камергерском переулке. Сочувствовал революции: дружил с Горьким, передавал запрещенные рукописи рабочим. В 1906 году, лишившись возможности управлять собственной мануфактурой, меценат покончил с собой.


Савва  Морозов


Пожалуй, самыми известными меценатами России остаются братья Третьяковы Павел (1832-1989) и Сергей (1834-1892) Михайловичи. Помимо владения Большой Костромской мануфактурой, они занимались коллекционированием картин: один – русских, другой – зарубежных. Основав Городскую галерею Третьяковых, они дарят ее Москве, как и всю свою коллекцию картин. Помимо галереи, училищ для глухонемых, поддержки художников посредством покупки их произведений, братья в целях улучшения дорожной обстановки в центре города проложили проезд, который и поныне носит их имя.


Одним, точнее одной из меценатов России, была вдова Абрама Морозова - Варвара Алексеевна Морозова (1850-1917). Унаследовав от мужа Тверскую мануфактуру, начала жертвовать деньги на клиники, школы и училища для бедных. На ее средства были созданы санатории и лечебницы для больных туберкулезом. Под ее покровительством была организована первая бесплатная – читальня им. И.С. Тургенева. Наивысшей щедростью было ее завещание, по которому все акции переходили рабочим Тверской мануфактуры.

Судьба купца Саввы Ивановича Мамонтова (1841-1918) - устроителя «русской культурной жизни» довольно трагична. 


Мамонтов


Разбогател на железнодорожном строительстве, построив стратегически важный отрезок дороги из Ярославля в Мурманск. Он виртуозно лепил, имел сильный бас, но на сцену так и не вышел. Зато создал первую Частную оперу, где он был и режиссером, и постановщиком, и учителем вокала. Свое поместье Абрамцево он превратил в художественную колонию, создав мастерские, обучая крестьян ремеслу и пропагандируя «русский стиль». Немалую сумму он потратил на журнал «Мир искусства» и Музей изящных искусств. К сожалению, взяв большой кредит в банке, на строительство очередного участка дороги, он не смог его выплатить. Савва Иванович был заключен в тюрьму. После этого вся его коллекция была продана с молотка, художники от него отвернулись, а он умер в нищете и одиночестве. В г. Сергиев Посад несколько лет назад ему поставили памятник, как человеку, проложившему железнодорожное полотно для проезда паломников в Лавру.


Истории меценатства в России богата выдающимися именами. Ее можно расширить и нашими современниками. Например, Алексей Ананьев – учредитель Института русского реалистического искусства в Москве; Владимир Спиваков – известный режиссер и руководитель Дома Музыки; Мстислав Ростропович и многие другие. Жаль, что далеко не каждый знает тех людей, которые подарили нашей стране ее нынешний культурный облик.



Елена Михайлик



 

Рекомендуем

Фильм недели. «Клеопатра» 1963 год
«Денег не будет», или о преимуществах птичьего языка («Свистуны» реж. Корнелиу Порумбойю)
Фонд "Параман"
Живые работы культового мастера
Счастливый билет в музей «Кижи»
Александр Кайдановский. Путь одинокого творца
«Ночь перед Рождеством». Вымысел и реальность
И швец, и жнец, и на дуде игрец: жизнь Станислава Говорухина
«Балет есть замок красоты»
Ия Саввина: счастливая и несчастная