Лучший художник Англии и его нимфы
Тсс! Они дремлют в тени ветвистого дуба. Красивые, пышные, обнаженные. Питер Лели называет их нежно нимфами и с любовью рисует каждый изгиб, каждую черточку, румянец на лицах. Сонное царство, лишь раздаются редкие птичьи трели. Это полотно «Нимфы у фонтана». Лели создал его в самом начале творческого пути. Тогда он был молод и предан себе. Мы расскажем вам историю о талантливом, но тщеславном художнике; историю о тех временах и тех нравах. В 1618 году в семье голландского офицера родился мальчик по имени Питер ван дер Фес. Позже он станет известен как Питер Лели и будет признан «Лучшим художником Англии». Его псевдоним – дань семейной истории: лилия была изображена на крыше дома его отца в Гааге. Питеру повезло оказаться в нужное время в нужном месте. Голландское происхождение и получение художественного образования в Гарлеме стали главными козырями Питера Лели. Он в совершенстве освоил технику голландского барокко, к которому в Англии теперь относились с большим теплом. Питер Лели вдохновлялся творчеством Энтони ван Дейка, придворного художника и ведущего английского портретиста своего времени. Переехав в Лондон точно в год его смерти, Питер Лели будто принял эстафету, быстро достигнув успеха в кругах английской знати. Ранние работы Питера Лели восхищают. Художник писал картины по мотивам религиозных и мифологических сюжетов. «Нимфы у фонтана», «Похищение Европы», «Влюбленные на природе» - эти картины живые и чувственные, каждая хранит в себе историю, сказку, момент. Он внимателен к эмоциям, и лица изображает аккуратно, четкими линиями. Зритель задержится у полотна, приглядится, ведь персонажи такие разные – задумчивые, счастливые или сонные, но обязательно свободные. Именно дух свободы отличает его ранние произведения от последующих - свободы выбора и самовыражения. Перебравшись в Англию, Питер Лели открыл, что его полотна о мифах и религии не отвечают интересам публики. Ричард Лавлейс, английский поэт и друг Питера Лели, тогда рассказал художнику, что современные вельможи равнодушны к искусству как таковому, что любуются они лишь портретами, собственными или красивых дам. Так Питер Лели стал портретистом. Нарративные полотна занимали все меньшую долю в новых работах художника, пока он вовсе не отказался от них в пользу портретов, что были намного более прибыльными. «Виндзорские красавицы», наверное, самая знаменитая серия портретов Питера Лели. Некогда они украшали спальню королевы, а сейчас их можно найти в Хэмптон-Корте – дворце на берегу Темзы. Анна, герцогиня Йоркская, заказала эту серию портретов с целью запечатлеть самых эффектных дам двора. Разглядываю первый портрет серии: художник играет цветом, снова замечает детали и прорисовывает каждую, начиная от блеска ожерелья, заканчивая складкой на юбке платья. Но, перейдя к следующему портрету, с удивлением замечаю, насколько эта девушка похожа на предыдущую. Особы на портретах лишены индивидуальности, сменяются платья и декорации, но не лица. Секрет в том, что каждая дама просила сделать ее черты более похожими на черты фаворитки короля. Кроме того, каждая, в тайне или открыто, мечтала стать следующей фавориткой, поэтому кисти Питера Лели приходилось исполнять роль фотошопа своего времени – подправлять, выравнивать, уменьшать. И данная способность художника, наряду с тем, что он умело держал нейтралитет, одинаково улыбаясь представителям соперничающих политических групп, сделала его чрезвычайно популярным и уважаемым. Он стал придворным художником и рисовал портреты королевской семьи, принял английское подданство и стал сэром Питером Лели. Заказов было так много, что вскоре он ограничивался лишь изображением лиц, а его ученики заканчивали портреты, имитируя стиль Питера Лели. По этой причине не все портреты Питера Лели отличаются высоким качеством. Многие критики сходятся во мнении, что именно ранние работы Лели несут в себе истинную ценность, несмотря на то что художник прославился как портретист. После смерти художника десятки «рабов» заканчивали его картины на продажу. Сегодня талантливые художники рисуют картинки для рекламных плакатов, а музыканты с превосходным образованием пишут примитивные песни. Удивительно, насколько вечна дилемма о настоящем искусстве и коммерческом творчестве.
Азалия Нехорошева
|
Рекомендуем |