Партнеры Живи добром

Мария Тенишева. Гордость всей России


«Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много»


Мария Тенишева (в девичестве – Пятковская) родилась в Петербурге 20 мая 1858 г. Она рано выходит замуж. Брак неудачен: муж кажется ей человеком заурядным, серым и скучным, совсем ее не понимающим. Спустя несколько лет мучений Мария с маленькой дочерью на руках уезжает в Париж так поспешно, что это похоже на бегство. На прослушивании в петербургском театре ей посоветовали учиться вокалу у известного педагога Маркези. Она поет в его оперной студии, и парижане находят ее голос очаровательным – однако вовсе не это становится делом ее жизни. 


Мария Тенишева


В Париже Мария начинает интересоваться историей искусств. Она учится рисунку в академии Жюлиана. Она без конца гуляет по музеям и выставочным салонам, на долгие часы замирая перед картинами и скульптурами. Здесь же, в Париже, пускает корни и ее увлечение прикладными искусствами – страсть, которую она пронесет через всю жизнь. Марию восхищают гобелены и узорчатые вышивки, изделия из керамики, стекла, металла, дерева, эмали – красота, вплетенная в повседневную человеческую жизнь и исподволь одухотворяющая ее. Эта тяга затем укоренится на родной почве: Мария увлечется искусством русской старины. Пока же безденежье – к величайшему ее огорчению – заставляет Марию вернуться на родину.


«До боли хочется в чем-то проявить себя, посвятить себя всю какому-нибудь благородному делу. Я хотела бы быть богатой, очень богатой для того, чтобы создать что-нибудь для пользы человечества», – однажды напишет она в своем дневнике, и вскоре чаяния ее сбудутся. 


По возвращении в Россию Мария знакомится с В.Н. Тенишевым, крупным промышленником; и в1892 г. выходит за него замуж. Несмотря на все трудности, на разницу в возрасте (ей – всего 26, ему – почтенные 48) и положении (он – князь, она – бесприданница; родня мужа отказывается признавать ее) – это счастливый брак. Мария обретает друга, поддержку и опору – а также возможность наконец-то проявить себя. То, о чем раньше только грезилось, смутные и неясные ее мечтания на глазах обретают плоть. 

Мария становится просветительницей и меценаткой.


Первым ее боевым крещением (как она сама называла его – «полем брани») была Бежица: городок близ Брянска, где супруги поселились после свадьбы. Князь управляет здесь заводом. Мария впервые так близко сталкивается с жизнью простых людей. У нее открываются глаза: их нищета, скупая и серая на впечатления жизнь рождают в ней страстное сочувствие. Ей хочется помочь этим пришибленным, «опаленным огнем литейных печей», огрубелым и озлобленным людям. Она открывает ремесленное училище – и выигрывает свой первый бой.


Туда немедленно набирается с полсотни учеников из рабочих и крестьянских детей, и начинаются классы, и вскоре всем желающим уже просто-напросто не хватает мест. Тогда в парке у дома Тенишевых строится новое, светлое и просторное здание в два этажа. Из-за границы в мастерские завозят новые станки – юношей учат слесарному, токарному и кузнечному делу. Девушек – шитью, рукоделию, кройке. Затем для рабочих завода Марией будут организованы и театр, и клуб. 


«Да, я люблю свой народ и верю, что в нем вся будущность России, нужно только честно направить его силы и способности», – напишет она в своем дневнике. Сила и радость переполняют ее, и свое успешное начинание Мария не ограничит одной только маленькой Бежицей: вскоре откроются начальные народные школы в Петербурге, Смоленске.


Зимовать Тенишевы обычно уезжают в Петербург – а после того, как князь отстраняется от управления заводом, они с женой перебираются в город на весь год. Жизнь супруги ведут великосветскую. В их музыкальный салон захаживают знаменитые композиторы и исполнители. Чайковский и Скрябин здесь нередкие гости.


Мария Тенишева


В 1894 г. Мария начинает обустраивать себе в Петербурге живописную мастерскую – но загорается идеей Репина создать студию для подготовки молодых людей к обучению в Академии художеств, и отдает под нее помещение. Репин ведет бесплатные уроки, а холстами и грунтом, бумагой, красками и мольбертами учеников обеспечивает Мария Тенишева. Студия эта впоследствии дала миру многих прославленных русских художников: Серебрякову, Билибина, Добужинского.


В петербуржской художественной жизни Мария Тенишева вообще принимает участие самое непосредственное. По ее инициативе и на ее средства создается журнал «Мир искусства». Тенишева оказывает поддержку одаренным художникам – под ее крылом оказываются Бенуа, Врубель, Сомов, Бакст, Малютин и Рерих – и выступает против догматического искусства академизма. А в 1897 г. дарит Русскому музею свою великолепную коллекцию акварелей русских художников.


В 1893 г. супруги Тенишевы перебираются из особняка на Английской набережной в Талашкино. Это родовое имение подруги детства Марии – и, по совместительству, свадебный подарок князя. Современники называют Талашкино «Русские Афины»: в нем Мария воплощает свою мысль об «идейном имении». 


В Талашкино создается земледельческое хозяйство и строится школа для крестьянских детей. Художественные мастерские Талашкино становятся местом возрождения и расцвета традиционной русской культуры. «Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве». Все дело в том, что нужно не бездумно копировать старину, а вдохновляться ей, считает Мария Тенишева. В имении часто гостят известные художники тех лет: Врубель, Репин, Рерих. 


Начинают свою работу мастерские народных промыслов и потихоньку возрождаются исконные техники Смоленской губернии. Это больше не слабые «под-европейские» подделки, а вещи, красивые старинной, древней, подлинной русской красотой. В Москве в  Столешниковом переулке даже открывается лавка, где продаются изделия талашкинских кустарей-умельцев. 


Действует в Талашкино и театр. Поначалу в нем играют обычные крестьяне, а спектакли проводятся в школьном зале. Однако постепенно ученики и учителя вырастают из простеньких постановок. На сцене теперь ставятся мэтры: Гоголь, Чехов, Островский.  Приглашенные из столицы профессионалы играют на равных с талантливыми самоучками. Театр разрастается, и вскоре школы уже мало; актерам отдают крыло дома Тенишевых, но и теперь зачастую не удается вместить всех зрителей. Отчеты о постановках театра печатает смоленская газета.


После событий 1905 г. жизнь в усадьбе останавливается. Начинаются беспорядки, пару раз школу поджигают. Имение постепенно прекращают существовать. Для Марии это был удар: на ее глазах разваливалось ее любимое детище, а она ничего не могла сделать, чтобы спасти его. За свою долгую жизнь Марии Тенишевой еще много раз придется терять все и все начинать сначала – и ни разу до самой смерти она не опустит рук. 


В 1900 г. в Париже князь Тенишев возглавляет русский отдел на Всемирной выставке. Успех отдел, по воспоминаниям современников, имел грандиозный – не в последнюю очередь благодаря собраниям Марии Тенишевой. 


Мир древнерусского искусства с годами все сильнее и чаще приковывает ее внимание. Все чаще она чувствует с ним родство и подлинную, духовную близость. Мария начинает сотрудничать с известными профессорами, этнологами и археологами, сама выезжает в экспедиции, разыскивает древности по глубинкам российских губерний. Так возникает собрание предметов русской старины: кресты и иконы, вышивки и берестяные поделки, расписную домашнюю утварь, скамьи и прялки, коромысла и кружева. 


Мария Тенишева


По крупинкам создавалась самая крупная коллекция древнерусского прикладного искусства. Ее в 1911 г. Мария передала в дар Смоленску. На деньги княгини Тенишевой (князь скончался семью годами ранее) был выстроен первый в России музей этнографии и декоративно-прикладного искусства. Назывался он «Русская старина». К сожалению, во время Великой Отечественной войны значительную часть коллекции вывезли в Германию. 


Помимо «старины русской» была у Марии Тенишевой и другая страсть. Она увлекалась искусством эмали и инкрустации. Это «чудеснейшее выражение человеческого гения» завораживало ее еще со времен талашкинского предприятия. Мария без устали работает над эмалями, возвращая из забытья древнее искусство. Ее творения участвуют в европейских выставках; многие из них и по сей день хранятся в музеях и частных собраниях. 


В 1919 г. Мария Тенишева эмигрирует во Францию. Там она зарабатывает на жизнь эмалями и пишет мемуары. Книга «Впечатления моей жизни. Воспоминания» публикуется в Париже уже после ее смерти – а в Москве издается лишь в 2002 г. Треволнения последних лет подкосили неукротимую натуру Марии Тенишевой, притушили ее вечную надежду и веру в лучшее. В эмиграции Мария тяжело заболевает.


Ушла из жизни она 14 апреля 1928 г. 



Екатерина Майорова 



 

Рекомендуем

Конфетная элегия, или Разрозненные примечания к широкой газетной полосе («Французский вестник. Приложение к газете Либерти. Канзас Ивнинг Сан», реж. Уэс Андерсон)
Гастроли Чеченского драматического театра. Спектакль «Свой дом - красный дом» или «дорога домой»
Кино как лекарство ("Боль и слава" реж. Педро Альмодовар)
Виктор Чудин. «Из белого безмолвия зимы в белую вечность…». Выставка памяти
Дубай глазами простого туриста
Крёстный отец Голливуда: 12 подвигов Роберта де Ниро
Пополнении коллекции Государственного Эрмитажа
Премьера «Моей прекрасной леди» в Театре Олега Табакова
Открытие Bollywood Film Festival в Москве
Библиотеки – круг избранных?