Партнеры Живи добром

Мария Тенишева. Гордость всей России


«Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много»


Мария Тенишева (в девичестве – Пятковская) родилась в Петербурге 20 мая 1858 г. Она рано выходит замуж. Брак неудачен: муж кажется ей человеком заурядным, серым и скучным, совсем ее не понимающим. Спустя несколько лет мучений Мария с маленькой дочерью на руках уезжает в Париж так поспешно, что это похоже на бегство. На прослушивании в петербургском театре ей посоветовали учиться вокалу у известного педагога Маркези. Она поет в его оперной студии, и парижане находят ее голос очаровательным – однако вовсе не это становится делом ее жизни. 


Мария Тенишева


В Париже Мария начинает интересоваться историей искусств. Она учится рисунку в академии Жюлиана. Она без конца гуляет по музеям и выставочным салонам, на долгие часы замирая перед картинами и скульптурами. Здесь же, в Париже, пускает корни и ее увлечение прикладными искусствами – страсть, которую она пронесет через всю жизнь. Марию восхищают гобелены и узорчатые вышивки, изделия из керамики, стекла, металла, дерева, эмали – красота, вплетенная в повседневную человеческую жизнь и исподволь одухотворяющая ее. Эта тяга затем укоренится на родной почве: Мария увлечется искусством русской старины. Пока же безденежье – к величайшему ее огорчению – заставляет Марию вернуться на родину.


«До боли хочется в чем-то проявить себя, посвятить себя всю какому-нибудь благородному делу. Я хотела бы быть богатой, очень богатой для того, чтобы создать что-нибудь для пользы человечества», – однажды напишет она в своем дневнике, и вскоре чаяния ее сбудутся. 


По возвращении в Россию Мария знакомится с В.Н. Тенишевым, крупным промышленником; и в1892 г. выходит за него замуж. Несмотря на все трудности, на разницу в возрасте (ей – всего 26, ему – почтенные 48) и положении (он – князь, она – бесприданница; родня мужа отказывается признавать ее) – это счастливый брак. Мария обретает друга, поддержку и опору – а также возможность наконец-то проявить себя. То, о чем раньше только грезилось, смутные и неясные ее мечтания на глазах обретают плоть. 

Мария становится просветительницей и меценаткой.


Первым ее боевым крещением (как она сама называла его – «полем брани») была Бежица: городок близ Брянска, где супруги поселились после свадьбы. Князь управляет здесь заводом. Мария впервые так близко сталкивается с жизнью простых людей. У нее открываются глаза: их нищета, скупая и серая на впечатления жизнь рождают в ней страстное сочувствие. Ей хочется помочь этим пришибленным, «опаленным огнем литейных печей», огрубелым и озлобленным людям. Она открывает ремесленное училище – и выигрывает свой первый бой.


Туда немедленно набирается с полсотни учеников из рабочих и крестьянских детей, и начинаются классы, и вскоре всем желающим уже просто-напросто не хватает мест. Тогда в парке у дома Тенишевых строится новое, светлое и просторное здание в два этажа. Из-за границы в мастерские завозят новые станки – юношей учат слесарному, токарному и кузнечному делу. Девушек – шитью, рукоделию, кройке. Затем для рабочих завода Марией будут организованы и театр, и клуб. 


«Да, я люблю свой народ и верю, что в нем вся будущность России, нужно только честно направить его силы и способности», – напишет она в своем дневнике. Сила и радость переполняют ее, и свое успешное начинание Мария не ограничит одной только маленькой Бежицей: вскоре откроются начальные народные школы в Петербурге, Смоленске.


Зимовать Тенишевы обычно уезжают в Петербург – а после того, как князь отстраняется от управления заводом, они с женой перебираются в город на весь год. Жизнь супруги ведут великосветскую. В их музыкальный салон захаживают знаменитые композиторы и исполнители. Чайковский и Скрябин здесь нередкие гости.


Мария Тенишева


В 1894 г. Мария начинает обустраивать себе в Петербурге живописную мастерскую – но загорается идеей Репина создать студию для подготовки молодых людей к обучению в Академии художеств, и отдает под нее помещение. Репин ведет бесплатные уроки, а холстами и грунтом, бумагой, красками и мольбертами учеников обеспечивает Мария Тенишева. Студия эта впоследствии дала миру многих прославленных русских художников: Серебрякову, Билибина, Добужинского.


В петербуржской художественной жизни Мария Тенишева вообще принимает участие самое непосредственное. По ее инициативе и на ее средства создается журнал «Мир искусства». Тенишева оказывает поддержку одаренным художникам – под ее крылом оказываются Бенуа, Врубель, Сомов, Бакст, Малютин и Рерих – и выступает против догматического искусства академизма. А в 1897 г. дарит Русскому музею свою великолепную коллекцию акварелей русских художников.


В 1893 г. супруги Тенишевы перебираются из особняка на Английской набережной в Талашкино. Это родовое имение подруги детства Марии – и, по совместительству, свадебный подарок князя. Современники называют Талашкино «Русские Афины»: в нем Мария воплощает свою мысль об «идейном имении». 


В Талашкино создается земледельческое хозяйство и строится школа для крестьянских детей. Художественные мастерские Талашкино становятся местом возрождения и расцвета традиционной русской культуры. «Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве». Все дело в том, что нужно не бездумно копировать старину, а вдохновляться ей, считает Мария Тенишева. В имении часто гостят известные художники тех лет: Врубель, Репин, Рерих. 


Начинают свою работу мастерские народных промыслов и потихоньку возрождаются исконные техники Смоленской губернии. Это больше не слабые «под-европейские» подделки, а вещи, красивые старинной, древней, подлинной русской красотой. В Москве в  Столешниковом переулке даже открывается лавка, где продаются изделия талашкинских кустарей-умельцев. 


Действует в Талашкино и театр. Поначалу в нем играют обычные крестьяне, а спектакли проводятся в школьном зале. Однако постепенно ученики и учителя вырастают из простеньких постановок. На сцене теперь ставятся мэтры: Гоголь, Чехов, Островский.  Приглашенные из столицы профессионалы играют на равных с талантливыми самоучками. Театр разрастается, и вскоре школы уже мало; актерам отдают крыло дома Тенишевых, но и теперь зачастую не удается вместить всех зрителей. Отчеты о постановках театра печатает смоленская газета.


После событий 1905 г. жизнь в усадьбе останавливается. Начинаются беспорядки, пару раз школу поджигают. Имение постепенно прекращают существовать. Для Марии это был удар: на ее глазах разваливалось ее любимое детище, а она ничего не могла сделать, чтобы спасти его. За свою долгую жизнь Марии Тенишевой еще много раз придется терять все и все начинать сначала – и ни разу до самой смерти она не опустит рук. 


В 1900 г. в Париже князь Тенишев возглавляет русский отдел на Всемирной выставке. Успех отдел, по воспоминаниям современников, имел грандиозный – не в последнюю очередь благодаря собраниям Марии Тенишевой. 


Мир древнерусского искусства с годами все сильнее и чаще приковывает ее внимание. Все чаще она чувствует с ним родство и подлинную, духовную близость. Мария начинает сотрудничать с известными профессорами, этнологами и археологами, сама выезжает в экспедиции, разыскивает древности по глубинкам российских губерний. Так возникает собрание предметов русской старины: кресты и иконы, вышивки и берестяные поделки, расписную домашнюю утварь, скамьи и прялки, коромысла и кружева. 


Мария Тенишева


По крупинкам создавалась самая крупная коллекция древнерусского прикладного искусства. Ее в 1911 г. Мария передала в дар Смоленску. На деньги княгини Тенишевой (князь скончался семью годами ранее) был выстроен первый в России музей этнографии и декоративно-прикладного искусства. Назывался он «Русская старина». К сожалению, во время Великой Отечественной войны значительную часть коллекции вывезли в Германию. 


Помимо «старины русской» была у Марии Тенишевой и другая страсть. Она увлекалась искусством эмали и инкрустации. Это «чудеснейшее выражение человеческого гения» завораживало ее еще со времен талашкинского предприятия. Мария без устали работает над эмалями, возвращая из забытья древнее искусство. Ее творения участвуют в европейских выставках; многие из них и по сей день хранятся в музеях и частных собраниях. 


В 1919 г. Мария Тенишева эмигрирует во Францию. Там она зарабатывает на жизнь эмалями и пишет мемуары. Книга «Впечатления моей жизни. Воспоминания» публикуется в Париже уже после ее смерти – а в Москве издается лишь в 2002 г. Треволнения последних лет подкосили неукротимую натуру Марии Тенишевой, притушили ее вечную надежду и веру в лучшее. В эмиграции Мария тяжело заболевает.


Ушла из жизни она 14 апреля 1928 г. 



Екатерина Майорова 



 

Рекомендуем

XVIII New British Film Festival. "Божья земля"
Материнское правосудие («Три билборда на границе Эббинга, Миссури», реж. Мартин МакДона)
Кино. Классика. "Москва слезам не верит"
2-й Международный фестиваль современной музыки Magister Ludi/Магистр Игры в честь Карлхайнца Штокхаузена
Элисо Вирсаладзе и Квартет имени Д. Ойстраха
Печать великих лет Веры Мухиной
Дыхание жизни ("Вечность" реж. Чан Ань Хунг)
Пляшущие человечки
«Прогулка по Луне». Выставка в Государственном музее истории космонавтики им. К.Э. Циолковского
Кино. Анонс. «Находка»