Партнеры Живи добром

Станислав Ростоцкий. Энциклопедист советского кино


Хорошая это книга – эн-цик-ло-педия. Надо газеткой обернуть… (с)


На фильмах Станислава Ростоцкого выросло не одно поколение. Удивительно, но даже современная молодежь, предпочитающая современные сериалы даже классике Голливуда, знает и с удовольствием смотрит «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие…», «Белый Бим Черное ухо», картины, сделавшие имя режиссера бессмертным. А ведь есть еще и такие потрясающие советские фильмы, снятые режиссером, как «Эскадрон гусар летучих», «На семи ветрах», «Майские звезды», «Дело было в Пенькове». Снимал Ростоцкий много, его фильмы выходили в прокат каждые 2-4 года, начиная с 1955 года (его дипломная работа «Пути-дороги» на экраны так и не вышла). При этом режиссер успевал работать в качестве сценариста и не только к собственным фильмам, попробовал себя в роли второго режиссера, актера и художественного руководителя.


Станислав Ростоцкий


Родился Станислав Ростоцкий 21 апреля 1922 года в городе Рыбинске в семье врача и домохозяйки. Свое детство будущий режиссер провел в деревне, где его жизнь мало чем отличалась от жизни миллионов его сверстников – скромные бытовые условия, хлебные карточки, перешитые из отцовских брюк штаны и отсутствие перспектив. Тем не менее, режиссер всю жизнь с большой любовью вспоминал крестьянский труд, которого он никогда не чурался; людей, окружавших его в детстве; потрясающую природу российской глубинки. 


Тяга к кино возникла в раннем детстве, когда пятилетний Стасик впервые увидел картину С.Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». А в 1936 году, по счастливому стечению обстоятельств, 14-летним мальчишкой он встретился с кумиром, попав к нему на кинопробы, а потом и на съемки фильма «Бежин луг». В 16 лет, осознав свою любовь к кинематографу, Станислав пошел навстречу мечте: он вновь пришел к Эйзенштейну и изложил свой план, который заключался в том, что он «согласен чистить ему ботинки, бегать в магазин и мыть посуду, если великий мастер за это будет его учить». Эйзенштен рассмеялся и взамен гор посуды и гуталина предложил для начала изучить 20 томов «Ругон-Маккаров» Золя, импрессионистов, музыку Равеля, Дебюсси, «Человеческую комедию» Бальзака, японскую каллиграфию… На протяжении всей своей жизни Ростоцкий дружил со своим учителем и коллегой, отказываясь верить в его уход из жизни, посвящая ему одну свою картину за другой…


Станислав Ростоцкий


Несмотря на тяжелую болезнь позвоночника, в 1943 году Ростоцкий «сбежал» на фронт, где в 1944 году под городом Дубно, что на Западной Украине, получил тяжелое ранение, всю жизнь прожил с протезом в ноге, но при этом катался верхом, ездил на мотоцикле, рыбачил на льду, ходил в походы… Для него не было ничего невозможного: ни подняться на ноги, как потом окажется, с раздробленной костью, потому что было «обидно и страшно, что бросят», ни снимать по идеологически запрещенным рукописям, ни пробивать дорогу на экраны для фильма «Дело было в Пенькове», в котором он родился как режиссер. История любовного треугольника в колхозе была признана вредной и аморальной: как же советская девушка может любить женатого? Фильм получился смелый, чистый, как глоток свежего весеннего воздуха. Зрителям предстояла непростая задача: понять героев. Ведь ни первый парень на деревне красавец Матвей, ни его жена, дочь председателя, ни городская девушка Тоня, нарушившая уклад деревенской жизни, не были строго положительными и отрицательными, чтобы на их примере зрители могли учиться морали, осудить или принять модель поведения. Эти герои, добрые, честные, молодые, горячие, были обычными людьми из жизни, которая такая длинная и сложная и где место найдется всему: и «запретной», но искренней любви, и нарушению норм, и злу ради собственных целей. В фильме впервые прозвучала песня Людмилы Зыкиной «Огней так много золотых», которую впоследствии пел весь народ. Именно в этой картине зажглась звезда Вячеслава Тихонова, исполнившего главную роль. 


«Майские звезды» (1959) и «На семи ветрах» (1962) – это вклад молодого Ростоцкого в осмысление военной темы, которую режиссер раскроет в своем легендарном фильме-номинанте на «Оскар» «А зори здесь тихие…». И тему не просто военную, он покажет состояние души людей, которые не умеют маршировать, но любят жизнь и Родину всем сердцем. Фильм по одноименной повести Бориса Васильева вышел на экраны в 1972 году. Кстати сам писатель приезжал на съемки всего один раз и остался очень недоволен. Перед Ростоцким же стояла цель сделать не пафосный фильм о войне, а показать нелепость и ужас, когда убивают «не просто людей, а женщин, красивых и молодых, которые рожать должны, продолжать род». Именно поэтому режиссер уделял столько внимания бытовым сценам, таким как банный эпизод или эпизод, где девушки-зенитчицы загорают голышом на брезенте. В итоге многие подобные сцены пришлось урезать, а то и вовсе убрать: «на верху» не поддержали. Еще один интересный прием использовал режиссер в своей картине: довоенное и послевоенное время снято в цвете, а война, злая и бессмысленная, в черно-белом. В своей автобиографии Ростоцкий напишет, что этот фильм он посвятил медсестре, которая во время войны вынесла его в поля боя и спасла от смерти. Лично мое мнение, что это фильм должен посмотреть буквально каждый, чтобы понять и оценить подвиг наших предков, благодаря которому сегодня живы мы. Эта лента не оставила равнодушным даже иностранного зрителя, она стала лауреатом нескольких международных кинофестивалей, а Голливудской академией киноискусства признана одной из пяти лучших в мире картин года. В общей сложности только за год проката две серии фильма посмотрели более 135 миллионов человек. 


Станислав Ростоцкий


Самая удачная работа, по мнению самого режиссера, – это его фильм «Доживем до понедельника», который был снят в рекордно короткие сроки (всего за 3,5 месяца) и вышел на экраны чудом (письмо о запрете на съемки просто не успело прийти). В центре фильма – школа, но не как лишь учебное заведение, а целый отдельный мир со своими пороками, проблемами, правилами и вызовами. Премьера состоялась в Доме кино на Всесоюзном съезде учителей. Перед показом на сцену с режиссером вышли Вячеслав Тихонов, исполнивший главную роль, и Нина Меньшикова с Ириной Печерниковой. Власти рассчитывали на неприятие картины, а когда зажегся свет, учителя встали и скандировали: «Мо-лод-цы!». Ростоцкий понял: он попал в цель, «счастье – это когда тебя понимают». Филь принят учителями. Среди молодежи того времени он стал революционным, показав протест против системы и всеобщей стандартизации жизни. Финал у картины открытый: это лишь иллюзия, что на все вопросы получены ответы. На самом деле вопросов стало только больше. Фильм нисколько не устарел, сегодня, как мне кажется, он стал еще актуальнее и более востребованным. 


В 1977 году на экраны выходит работа режиссера по произведению Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо», фильм с самой нелегкой судьбой. Ростоцкому не давали его снимать целых три года. Сложно было и подобрать героя на главную роль – собаку. В повести порода Бима – шотландский сеттер неправильного окраса, а в фильме его играет английский сеттер. Чтобы сдружиться со своим партнером по роли, Вячеслав Тихонов гулял с псом каждое утро и вечер. В итоге собака так привязалась к актеру, что не хотела возвращаться к хозяевам. Это трогательная лирическая кинолента о судьбе собаки, теряющей любимого хозяина, стала настоящей лакмусовой бумажкой общества, выявив низость и мелочную подлость в одних и благородство и способность сострадать - в других. Рассказ о жизни Бима – это своего рода зашифрованное сообщение о битве индивидуальности с враждебными и ложными обстоятельствами. Фильм был удостоен Ленинской премии, Гран-при фестиваля в Карловых Варах и номинации на «Оскар». Кстати повесть «Белый Бим Черное ухо» до сих пор входит в обязательную программу по литературе в американских колледжах. Лично я очень долго не могла досмотреть фильм до конца, даже книга далась мне легче. И хоть смотреть тяжело, но надо, потому что эта картина – спасение от черствости души. «А жизнь идет, идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь. Сейчас зима, но я знаю, обязательно будет и весна, будут и подснежники. Я знаю, я верую…». 


Станислав Ростоцкий


Самый неизвестный фильм творчества Станислава Ростоцкого – «И на камнях растут деревья». Сюжет повествует о славянском юноше Кукше, попавшем в плен к викингам, а за мужество и отвагу получившим имя Эйнар Счастливый. Это единственный приключенческий фильм-легенда, снятый по первой части повести Юрия Вронского «Необычайные приключения Кукши из Домовичей». Картина была снята Киностудией им.Горького (где всю жизнь проработал режиссер) совместно с норвежской кинокомпанией «Norsk Film A/S». Фильм снят в основном на территории Норвегии на норвежском языке и с норвежскими актерами. Очень необычная работа Ростоцкого! Но даже в приключенческом фильме режиссер с большим мастерством прорабатывает драматическую составляющую: история любви славянского юноши Кукши к прекрасной норвежской девушке Сигню вряд ли оставит кого-то равнодушным. 


В своей последней режиссерской работе, фильме «Из жизни Федора Кузькина», Ростоцкий вновь возвращается к деревенским истокам. Фильм о простом русском мужике, который пережил ужас 30-х и голод 40-х, но не потерявшим надежду на лучшую жизнь, которая, несмотря на его оптимизм, вновь возвращает его к крестьянским мытарствам и лишениям. Идея картины в том, как сложно простому человеку  идти вперед своим путем, когда вокруг столько зависти, лжи и непонимания. Люди так и норовят вставить тебе палки в колеса лишь только потому, что ты решился, а они побоялись. Эта трогательная и добрая история смотрится на одном дыхании. Кстати, это один из самых «музыкальных» фильмов режиссера: мелодии и песни очень гармонично вписались в ленту, дополнив образ героя, простого крестьянина с философским отношением к жизни. Казалось бы, мужик без образования, неграмотный, а глубокие вещи замечает: «Ведь для чего человек живет? Чтобы красотой любоваться, добро в себе найти и другому добро сделать, на радость чтобы…».


Анализируя все творчество С.И.Ростоцкого, можно без преувеличения сказать, что в центре всех картин у режиссера находится простой человек, не идеальный, не идейный, но верящий в жизнь и в «правду сердца». Таким был и сам Станислав Иосифович, великий режиссер и создатель энциклопедии души русского человека вне времени и вне обстоятельств.



Аникеева Ирина


 

Рекомендуем

«Вне поля зрения»
Кино. Премьера. "Большой и добрый великан"
Rolls-Royce. Столетний дух восторга
Как собрать домашнюю библиотеку
«Грех молодости» Ивана Лажечникова
Аркадий Аверченко. Человек, который смеялся
Независимые книжные магазины Москвы
"Это всего лишь конец света" реж. Ксавье Долан
Адриано Челентано "Второй после Папы Римского"
Павел Чухрай: «Режиссер – это призвание!»