Партнеры Живи добром

Вуайеризм и провалы в памяти («Девушка в поезде» реж. Тейт Тейлор)


"Девушка в поезде"


С 3 ноября в прокат выходит экранизация романа Полы Хокинс «Девушка в поезде». Произведение достаточно быстро привлекло к себе внимание читателей по всему миру и долгое время занимало лидирующие позиции в рейтингах. Работа над фильмом началась еще до официального старта продаж книги, настолько  кинематографисты прониклись историей, рассказанной Хокинс. И их можно понять. Детектив предоставил создателям фильма материал для прорисовки неоднозначных и самобытных персонажей и пикантную тему, на фоне которой развиваются события.

Рейчел (Эмили Блант) алкоголичка, тяжело переживающая развод. Болезненное воображение девушки под градусом черпает вдохновение в подглядывании за хозяевами домов вдоль железной дороги, а милые фото бывшего с новой семьей в Facebook только подливают масла в огонь и без того полыхающей фантазии. Анна (Ребекка Фергюсон) женщина, к которой ушел супруг Рейчел Том (Джастин Теру), несмотря на свою любовь к маленькой дочери, кажется, до сих пор не может отойти от послеродовой депрессии и представляет лишь тень сексапильной красотки, соблазнившей женатого мужчину. Меган (Хейли Беннетт) помогает Анне по хозяйству и еле терпит навязчивого мужа Скотта (Люк Эванс), а на приеме у психолога Абдика (Эдгар Рамирес) как козыри вытаскивает из шкафа скелеты. Когда Меган внезапно исчезает, Рейчел решает, что ее долг вмешаться в расследование и помочь найти девушку, за которой она так долго наблюдала из окна поезда.

Вуайеризм Рейчел в фильме из сексуального отклонения преображается в подобие  душевного костыля, опираясь на который женщина и зализывает раны, и самозабвенно погружается в столь упоительные фантазии о верности, любви и близости, сладко отрекаясь от своей жизни. При этом всех основных действующих лиц в «Девушке…» также можно условно разделить на тех, кто подглядывает, и тех, кому нравится, чтобы за их жизнью наблюдали. Вуайеристами в той или иной мере являются Скотт и Абдик, остальные получают определенное удовольствие от того, что их персоны так интригующе  интересны и важны. Возможность быть замеченным, застигнутым врасплох явно щекочет  нервишки как Меган, так и новоиспеченной семейной паре. Но если Меган вполне осознанно выставляет себя на обозрение, а Анна, поборов неловкость, вспоминает времена, когда была любовницей, то Том оказывается разрываем внутренними демонами. Просто тайное пристрастие Рейчел выражено ярче и приводит к не самым приятным последствиям.

Вуайеризм персонажей экранизации романа Хокинс не прописывается как исключительно порицаемое поведение в обществе. Желание подглядывать за личной жизнью других людей, лишать их приватного пространства или значительно его ущемлять, здесь вписано в социально приемлемый контекст. Рейчел всего лишь заглядывает в окна чужих домов, пока катается в поезде; Скотт стремится узнать больше о женщине, от которой хочет ребенка и которая очевидно что-то недоговаривает; а Абдику люди сами платят, чтобы он их выслушал.

Напряжение в «Девушке…» создается за счет столкновения фантазий вуайеристки и действительности, оказавшейся значительно грязнее и запутаннее, чем Рейчел позволяла себе представлять. В мире фантазий Рейчел не было места для домашнего насилия и жестокости, тяжести материнства. Собственно, все вуайеристы в фильме видят то, что хотят увидеть, а те, за кем они наблюдают, показывают далеко не все. Но когда преграды, отделявшие одних от других оказываются сломаны, проявляется неприглядная правда.

Размышления о границах вуайеризма в фильме дополняют и провалы в памяти у Рейчел, ее готовность поверить всему, что о ней скажут. Фактически, идентичность героини Блант  пересобирается с появлением новых фактов в ее расследовании. Пустоты в памяти  женщины наполняются все новыми деталями, прошлое резко изменяется, точнее каждый раз задается заново, меняя представление Рейчел о себе и окружающих. При этом зрителю предлагается понаблюдать за жителями пригорода сразу с трех ракурсов, увидеть запутанную историю глазами Анны, Меган и Рейчел. И то, что именно Рейчел с ее провалами в памяти, сдерживаемой агрессией и обидой выстраивает связующие мосты между раздробленными фактами, делает историю объемней.

За эмоциями героев фильма пристально следит камера Шарлотты Брюус Кристенсен. Датчанка набила руку, работая с Томасом Винтербергом над «Охотой» (2012) и «Вдали от обезумевшей толпы» (2015). Так что ей не впервые приходится дотошно вглядываться в лица и улавливать движения зрачков актеров, пытаясь зафиксировать напряжение и растерянность. В «Девушке…» оператор также продолжает искать в пейзажной съемке соответствующую тональность, превращает кадр в картину, ее камера  вычерчивает людские фигуры на фоне холодного плотного тумана или вписывает их в насыщенные краски леса.  

Создателям фильма удается поддерживать на протяжении почти всего фильма атмосферу усталости, загнанности, бредовости происходящего, которая, правда, контрастирует с не то по-детски наивной, не то ироничной финальной сценой в полицейском участке. «Девушка…» заслуживает внимания уже из-за Блант, прекрасной до омерзения в роли с трудом связывающей слова в состоянии алкогольного опьянения женщины, аккуратных заигрываний с вуайеризмом и операторской работы Брюус Кристенсен.


"Девушка в поезде"


Елена Громова


 

Рекомендуем

Концерт, посвященный памяти жертв геноцида армян
Гала-концерт «Оперный Бал Елены Образцовой». Не в память, а в честь.
«Актёр играет актёра, который играет роль». 6 фактов из жизни К.С. Станиславского
ТРАМ, здравствуйте!
Волшебные сыворотки. Часть вторая
Символ поколений. Ко дню рождения Веры Мухиной
Мир под призмой Джойса
Уиллем Дефо. Просто парень из Висконсина
Рай для палачей ("Рай" реж. Андрей Кончаловский)
Волшебство среди нас ("Фантастические твари и где они обитают" реж. Дэвид Йейтс)