Партнеры Живи добром

Кино. Blick’15. Изабелла Штевер «Гизела»


«Гизела» Изабелла Штевер


Уже в третий раз в Москве проходит фестиваль немецкого кино «Blick», который организует Гёте-институт. Одним из гостей фестиваля стала режиссер, представительница «берлинской школы», Изабелла Штевер. В рамках специальной программы были показаны два ее фильма. Рассмотрим картину «Гизела» через призму одного из главных художественных направлений в современном немецком кинематографе.


Сюжет фильма довольно простой. Главная героиня живет в обычном провинциальном городке и ведет самую обычную жизнь. Однажды она знакомится с двумя друзьями, которые зовут ее к себе на вечеринку. Спустя некоторое время между Гизелой и Паулем завязываются отношения, к чему очень ревностно относится Джордж. 


В этом фильме главные герои – ничем не примечательные люди. Кажется, они не живут, а существуют в пределах своего маленького городка. У них нет амбиций и стремлений. Штевер выбирает объектом своего исследования именно этих людей, чтобы показать зрителю другую Германию, отличную от той, что мы привыкли видеть на экране, Германию, где жизнь течет неторопливо и размеренно, а не пытается поспеть за промышленным и научным прогрессом.


Композиция в картине линейная, все события происходят в хронологическом порядке. Также нельзя не заметить то, что главную роль здесь играет режиссер. В любом обычном фильме камера покорно следует за действующими лицами, а в «Гизеле» герои сами входят и выходят из кадра. Создается впечатление, будто смотришь запись видеонаблюдения. Режиссер беспристрастно относится к происходящему, предоставляя зрителю самому составить мнение о персонажах. 


Характер персонажей представители «берлинской школы» раскрывают, следуя традициям классического кинематографа, прежде всего, с помощью визуальных средств выразительности, а вот количество диалогов обычно сведено к минимуму. «Гизела» - яркий пример, демонстрирующий данный принцип.


Вообще режиссеры новой волны склонны к минимализму. И в нашей картине можно заметить, что обстановка, в которой происходит действие, бедная, однообразная, персонажи оказываются в одном и том же месте несколько раз. Да и внутренний мир героев нельзя назвать глубоким.


Вот и возникает вопрос: то ли жизнь такая, то ли люди сами выбрали такой путь. Штевер в своем фильме рассматривает эту тему с исследовательской точки зрения. Она предлагает героине раздвинуть те рамки, которыми она ограничена изначально, и это не только скучная работа в супермаркете и жизнь с нелюбимым человеком, но и рамки моральные, установленные обществом по умолчанию. Режиссер называет свою картину «историей о свободе, свободе от обязательств, социальных норм и правил». И надо заметить, что ее опыт в какой-то мере удался. 


Однако результат подобного эксперимента оставляет больше вопросов, чем ответов. Концовка фильма очень неопределенная, а исход событий не каждый может назвать положительным. Изабелла Штевер в своей работе рискует и поднимает сложнейшую проблему, но так и не находит верного решения.


Фестиваль немецкого кино «Blick» - это отличная экспериментальная площадка, где кинематографист может представить свои работы и обсудить со зрителями новые идеи. «Женщина в поиске» - в данном случае так можно сказать не только о героине фильма «Гизела», но и о самой Изабелле Штевер, которая не боится пробовать подобрать ключ к сложнейшим загадкам общества.


Blick festival




Надежда Афанасьева




 

Рекомендуем

Единственный и неповторимый. Пьеро Мандзони
Главный триллер RIFF 2016: "В глубине леса" реж. Стефано Лодовики
Алексей Герман: «Я всегда думаю только про кино»
Тернистый путь Ференца Листа к славе
Гас Ван Сент. «Моя личная нирвана»
Viva, Римма!
Квентин Тарантино: "фильмы – это моя религия"
«Молодая Аргентина». Эстебан Эчеверриа
Николай Лесков. Жить на ножах
Всеволод Мейерхольд. Реформатор и новатор