Партнеры Живи добром

Кино. Blick’15. Изабелла Штевер «Гизела»


«Гизела» Изабелла Штевер


Уже в третий раз в Москве проходит фестиваль немецкого кино «Blick», который организует Гёте-институт. Одним из гостей фестиваля стала режиссер, представительница «берлинской школы», Изабелла Штевер. В рамках специальной программы были показаны два ее фильма. Рассмотрим картину «Гизела» через призму одного из главных художественных направлений в современном немецком кинематографе.


Сюжет фильма довольно простой. Главная героиня живет в обычном провинциальном городке и ведет самую обычную жизнь. Однажды она знакомится с двумя друзьями, которые зовут ее к себе на вечеринку. Спустя некоторое время между Гизелой и Паулем завязываются отношения, к чему очень ревностно относится Джордж. 


В этом фильме главные герои – ничем не примечательные люди. Кажется, они не живут, а существуют в пределах своего маленького городка. У них нет амбиций и стремлений. Штевер выбирает объектом своего исследования именно этих людей, чтобы показать зрителю другую Германию, отличную от той, что мы привыкли видеть на экране, Германию, где жизнь течет неторопливо и размеренно, а не пытается поспеть за промышленным и научным прогрессом.


Композиция в картине линейная, все события происходят в хронологическом порядке. Также нельзя не заметить то, что главную роль здесь играет режиссер. В любом обычном фильме камера покорно следует за действующими лицами, а в «Гизеле» герои сами входят и выходят из кадра. Создается впечатление, будто смотришь запись видеонаблюдения. Режиссер беспристрастно относится к происходящему, предоставляя зрителю самому составить мнение о персонажах. 


Характер персонажей представители «берлинской школы» раскрывают, следуя традициям классического кинематографа, прежде всего, с помощью визуальных средств выразительности, а вот количество диалогов обычно сведено к минимуму. «Гизела» - яркий пример, демонстрирующий данный принцип.


Вообще режиссеры новой волны склонны к минимализму. И в нашей картине можно заметить, что обстановка, в которой происходит действие, бедная, однообразная, персонажи оказываются в одном и том же месте несколько раз. Да и внутренний мир героев нельзя назвать глубоким.


Вот и возникает вопрос: то ли жизнь такая, то ли люди сами выбрали такой путь. Штевер в своем фильме рассматривает эту тему с исследовательской точки зрения. Она предлагает героине раздвинуть те рамки, которыми она ограничена изначально, и это не только скучная работа в супермаркете и жизнь с нелюбимым человеком, но и рамки моральные, установленные обществом по умолчанию. Режиссер называет свою картину «историей о свободе, свободе от обязательств, социальных норм и правил». И надо заметить, что ее опыт в какой-то мере удался. 


Однако результат подобного эксперимента оставляет больше вопросов, чем ответов. Концовка фильма очень неопределенная, а исход событий не каждый может назвать положительным. Изабелла Штевер в своей работе рискует и поднимает сложнейшую проблему, но так и не находит верного решения.


Фестиваль немецкого кино «Blick» - это отличная экспериментальная площадка, где кинематографист может представить свои работы и обсудить со зрителями новые идеи. «Женщина в поиске» - в данном случае так можно сказать не только о героине фильма «Гизела», но и о самой Изабелле Штевер, которая не боится пробовать подобрать ключ к сложнейшим загадкам общества.


Blick festival




Надежда Афанасьева




 

Рекомендуем

За кулисами музейной жизни
Итоги первого тура XI Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой
Литературная планета Норы Галь
Да будет секс («Безумное кино для взрослых», реж. Раду Жуде)
Жизнь в тени великих: Святослав Николаевич Рерих
Игра подобий ("Синонимы" реж. Надав Лапид)
Петр Павлов. Виды старой Москвы
Сати Спивакова: «Человек стареет, когда перестаёт мечтать»
Испытание Достоевским
Герман Гессе: «Я все-таки родился волшебником»