Партнеры Живи добром

Борьба и гонка ("Скрытые фигуры" реж. Тед Мелфи)


"Скрытые фигуры"


Основанный на реальных событиях фильм «Скрытые фигуры» вышел на западных экранах в год 55-летнего юбилея первого полета в космос. В нем представлен американский взгляд на события тех лет. Ведь для нас первый полет – это Белка и Стрелка, великий конструктор Королев и первый на Земле космонавт Юрий Гагарин. С другого полушария Земли все виделось совсем иначе. Первым американцем, совершившим орбитальный космический полет, был Джон Гленн, произошло это в 1962 году, а всеми разработками занималось НАСА. Но мы посмотрим на этот полет с точки зрения трех женщин, которые принимали непосредственное участие в его подготовке – а увидим, конечно, нечто большее.

Сейчас имена Кэтрин Джонсон, Дороти Воган и Мэри Джексон вошли в историю – хотя они и остались в тени выдающихся космонавтов. Но сделать это им было нелегко. Мужчины удивлялись, что в НАСА работают женщины, белые удивлялись, что в НАСА работают цветные – в самом начале шестидесятых, за год до того, как Мартин Лютер Кинг рассказал всему миру о свей мечте, три афроамериканки мечтали продвигать американскую космическую науку – но никто не воспринимал их всерьез. Не потому, что они были необразованными или у них не хватало квалификации, а потому, что они были одновременно женщинами и «цветными». Их не замечали, им откровенно мешали учиться и работать, а проблемы с законом могли возникнуть только из-за сломавшегося посреди дороги личного автомобиля. И вот три афроамериканки получают свой шанс в виде проекта по запуску американца в космос. Ученые НАСА должны были догнать советских коллег (которые на тот момент представлялись соперниками) в космической гонке, и искали лучшие кадровые ресурсы. Поэтому Кэтрин Джонсон (Тарджи Хенсон) забирают из отдела для «цветных», и она начинает делать расчеты; Мэри Джексон (Жанель Моне) оказывается в группе разработчиков космического аппарата, а Дороти Воган (Октавия Спенсер) осваивает электронно-вычислительную машину. Здесь, кстати, намечается новый конфликт, конфликт человека и машины, актуальный, наверное, до сих пор, но в кадре он найдет свое разрешение.

Так начинается сложный и тернистый, но все же победный марш героинь. Им приходится отстаивать свои права на образование, пользование библиотекой и даже уборной. И дело не в законах, а в отношении коллег, которые по умолчанию видят в героинях людей «второго сорта». Конечно, это намек не на реалии НАСА, а на общество в целом, которое само холило и лелеяло свою жестокость, без каких-либо подсказок сверху. Кирстен Данст досталась роль отрицательной героини, на примере которой актриса показала достойный уровень мастерства. Джим Парсонс наконец-то играет взрослого ученого, что намного больше соответствует его возрасту, чем амплуа престарелого студента из «Теории большого взрыва». Однако по содержанию эти две роли имеют очень много общего. Конкретно роль Пола Стаффорда Парсонсу удалась. С одной стороны, его герой – мелкой пакостник, но в то же время – последовательный человек, чьи действия не лишены логики. Это не просто прописано в сюжете, а убедительно сыграно. О многом говорит финальная сцена, также закономерная.

Не обошлось, конечно, и без «оппозиции» – позитивно настроенных начальников, которые дают дамам шанс и следят за их дальнейшей судьбой. Их воплотили Кевин Костнер и Олек Крупа. Мы видим и некоторые моменты частной жизни героинь, их семейные дела, личные драмы. Замечательные образы близких людей, которые поддерживают героинь во всех их начинаниях. В этом плане фильм получился довольно сбалансированным и не беспросветным.

Действительно, для самого краткого описания картины подошло бы слово «очаровательная». Картина про женщин пронизана женским духом. Все детали – бытовые зарисовки, костюмы эпохи 60-х, заводная музыка – создают необходимую атмосферу тех лет. И каждый позитивный момент, будь то общение Кэтрин, Дороти и Мэри с близкими, вечеринки в кругу друзей или поцелуи за мытьем посуды, делает фильм очень жизнерадостным и легким.

Поволноваться тоже есть о чем, ведь в финале мы увидим результат всех трудов женщин, а также всех сотрудников НАСА – кинореконструкцию полета в космос. Надо сказать, режиссеру Теду Мелфи в какой-то степени удалось воссоздать торжественность и напряжение эпохального события и дополнить их ощущением сопричастности зрителя. И достойным завершающим эпизодом стала иллюстрированная биографическая справка о прототипах главных героинь – реальных женщин-ученых, сотворивших реальную историю американской и мировой космической науки.

"Скрытые фигуры" выходят в прокат 16 марта.


"Скрытые фигуры"


Яна Ларина



 

Рекомендуем

Гавриил Шульц. Мастер скульптуры
Несравненные музыканты играют Брамса
На пуантах («Большой», реж. Валерий Тодоровский)
Кино. Классика. "Рим - открытый город" Р. Росселини
Герой нашего времени ("Дуэлянт" реж. Алексей Мизгирёв)
Классика декаданса Робера де Монтескью
Палех. Мир в миниатюре
Анни Жирардо. «Казанова в юбке»
“Кто построил? Москва”. Цикл заметок об архитектуре
Дыхание молодости в кино 60-х