Партнеры Живи добром

Кровавый пейнтбол («Перестрелка», реж. Бен Уитли)


"Перестрелка"


Крис (Киллиан Мерфи) ищет оружие. Джастина (Бри Ларсон) знает, к кому можно обратиться и купить огнестрел в нужном количестве. Дело остается за малым: собраться в тихом и укромном местечке, проверить товар и пожать друг другу руки. Но, как того и следовало ожидать, все пойдет не по плану. У второстепенных игроков в этой грязной игре окажутся личные счеты. Выяснение отношений добавит огня в и без того напряженную встречу. В итоге незаконный сбыт оружия обернется перестрелкой, в которой у каждого героя нового фильма Бена Уитли в руках появится «пушка», и никто из них не замедлит нажать на курок. Плюс кто-то из собравшихся окажется предателем, пытающимся получить двойной куш от сделки. В российском прокате лента получила весьма точное название: выстрелов, как попадающих в цель, так и эффектно уродующих стены, здесь, правда, очень-очень много.

В более чем часовую непрекращающуюся перестрелку Уитли и Эми Джамп (работавшей над сценарием вместе с режиссером) удается протащить наивную любовную линию с рыцарской готовностью служить прекрасной даме, преданность другу и делу и кровную месть вперемешку с жестоким обращением с женщинами. При этом бытовое насилие уравнено не только с гангстерской разборкой, но и с тяжестью партизанской войны. В «Перестрелке» один акт жестокости влечет за собой другой, различия между видами насилия не опровергаются и не выстраиваются в вертикаль.

Большая часть событий в фильме происходит в одном помещении – на заброшенном складе. Время действия – семидесятые. Режиссер объясняет такой выбор координат тем, что смартфонов и Интернета тогда не было, а это значит, что позвать на помощь стрелкам не так уж и просто. Герои «Перестрелки» оказываются отрезанными от остального мира, и в незатейливом лабиринте старого склада воцаряются свои законы, точнее, высокопарная мораль и нравственность преломляются так, что становятся то нелепы, то по-детски милы, потому что появляются они на фоне неконтролируемого хаоса и беспечного насилия. Склад Уитли не то место, где голос разума может быть принят всерьез. В руках героев его фильма есть оружие, и именно оно звучит громче всего, временное прояснение, случающееся в светлых головах персонажей, уступает автоматизму стрельбы.

Уитли и Джамп далеко не первые, кто помещает в замкнутое пространство разного рода «отщепенцев», чтобы понаблюдать за поведением каждого экземпляра в нетипичных условиях, и добавляет в это общество «предателя» для затравки. Можно вспомнить и экранизации детектива «Десять негритят» Агаты Кристи, и Тарантино с его «Омерзительной восьмеркой» и «Бешеными псами». Как и Тарантино, под одной крышей Уитли собирает не незадачливых простачков, решивших заработать большие деньги малыми усилиями: участники перестрелки явно знают, что делают; по темпераменту же (если можно так выразиться) они ближе к ребятам из «Карты, деньги, два ствола» Гая Ричи. Уитли и Джамп делают стрелков обаятельными и непосредственными. Их привлекательность вкупе с забавными шутками накладывается на перманентную стрельбу и ранения, вызывая смех и неловкость за него. В «Высотке» режиссер уже сочетал насилие и озорной юмор, заставив пританцовывать Тома Хиддлстона и Люка Эванса, но союз крови и смеха в «Перестрелке» у него вышел ощутимо легче, воздушнее, поэтому и провокационнее.

В «Перестрелке» нет психологического напряжения и ужаса от предчувствия смерти, стрельба на заброшенном складе подается как детская игра – стрелялка, забава и способ выбросить скопившуюся энергию, развлечься. Вот только у этого пейнтбола – вполне реальные последствия, и Уитли (будем надеяться) не забывает об этом ни на минуту, смущая тем, как задиристо герои его фильма пренебрегают жизнью.

"Перестрелка" в прокате с 27 апреля.


"Перестрелка"


Елена Громова



 

Рекомендуем

Двойственная природа Бьорк - "Лед и пламя" Исландии
Джорджо Моранди: ко Дню рождения одиночки XX века
Такой красивый, но такой кровавый 1881 год
XXXVIII Московский международный кинофестиваль. Церемония открытия
Кровавые картины Сандро Боттичелли
Невероятная история деревянного мальчика
Что? Где? Когда? Куда пойти на этой неделе
Книга недели: Хорхе Букай «Любить с открытыми глазами»
Лев Толстой: «Они разрывают меня на части. Иногда думается уйти от всех...»
Вечное возвращение Киры Муратовой