Партнеры Живи добром

Вера холодная: «Тернистой славы путь»


Будущая первая кинозвезда 1/6 части земного шара, родилась 5 августа 1893 года в Полтаве на 2 года раньше появления до кинематографа с «Прибытием поезда». До того как Вера Холодная стала популярной актрисой, она была Верой Васильевной Левченко, дочерью учителя словесности Василия Левченко. Когда умер дедушка Веры в 1895 году, семья Левченко переехала в Москву, где осталась бабушка Екатерина Владимировна. Хрупкая, большеглазая девочка хорошо пела, играла на фортепьяно, успешно выступала в гимназических спектаклях. В 10 лет Вера увлекалась балетом, после того как впервые посетила Большой театр. Будущая актриса поступила в балетное училище, но проучилась там всего один год. Строгая бабушка решила, что приличной девушке в театре не место, и Вера вернулась в женскую гимназию. В 1908 году на гастроли из Санкт-Петербурга приехала знаменитая Комиссаржевская. Эти гастроли перевернули жизнь 15-летней девочки. Она буквально заболела театром. 


Впечатлительная Вера, пораженная игрой великой русской актрисы, неделю пролежала в горячке. С этого момента мечты о театре не оставляли девочку. В 1910 году Вера Левченко окончила гимназию и, как в кино, на выпускном балу встретила студента Владимира Холодного, сразу же влюбилась, и в скором времени молодые поженились. Так Вера Левченко стала Верой Холодной. Молодые супруги безумно любили друг друга. Эту любовь Вера Холодная пронесет через всю свою недолгую, яркую жизнь, и ничто не заслонит эту любовь, ни мировая слава, ни толпы поклонников. Брак оказался на редкость удачным. В 1912 году у Холодных родилась первая дочь Евгения, а еще через год они усыновили девочку Нонну. 


Вера Холодная


После Комиссаржевской, вторым таким сильным впечатлением для Веры Холодной была датская киноактриса Аста Нильсен. Вера ходила на все кинокартины с участием Нильсен и мечтала походить на нее. Кстати, до прихода в кинематограф Веры Холодной, самой популярной у россиян актрисой была именно Аста Нильсен. На съемки Веру Васильевну подвигла Первая Мировая Война. Мужа призвали на фронт,  и Вера в надежде заработать немного денег и заполнить пустоту, образовавшуюся после ухода мужа на войну решилась на съёмки. Поиски привели ее в киноателье (так тогда назывались киностудии) "Тимана и Рейнгарда". Владимир Гардин взял Холодную в небольшой эпизод фильма «Анна Каренина». Режиссер оценил красоту и обаяние актрисы, но не разглядел большого таланта в дебютантке, поэтому в большой роли отказал. По словам режиссера, ему были нужны «актрисы, а не красавицы». 


В 1915 году Вера Холодная получает первую крупную роль в фильме «Песнь торжествующей любви». Режиссер фильма Евгений Бауэр был потрясен красотой актрисы, а неопытность актрисы ничуть не волновала его. Эта картина принесла Вере Холодной признание и известность.  Киноателье Ханжонкова немедленно заключило с актрисой трехлетней контракт.  После окончания съемок в «Песне…», Бауэр тут же приступает к съемкам нового фильма с Холодной «Пламя Любви». Вера холодная быстро нашла свой неповторимый стиль и манеру игры, которые так полюбились зрителям. В этом же году актриса снимается еще в 13 фильмах Бауэра. Популярность Холодной росла в геометрической прогрессии. Открытки с ней разлетались в мгновение, ее имя украшало сотни афиш и газетных заголовков. И критика и простые зрители обожали новую «звезду». В августе 1915 года Владимир Холодный ложится в госпиталь с тяжелейшим ранением, полученном в бою под Варшавой. 


Несмотря на съемки, многочисленные предложения и детей, Вера бросает все и едет ухаживать за раненным мужем. Самоотверженная забота жены помогает Владимиру выкарабкаться. Супруги вместе возвращаются в Москву. И тут же работа в кино продолжается, Вера Холодная снимается без перерыва. В октябре муж уезжает на фронт снова. А жена с головой уходит в кино, чтобы пережить новую разлуку.  В 1916 году выходит фильм «Жизнь за жизнь», который окончательно утвердит актрису в качестве «королевы экрана». Это был последний фильм, сделанный Холодной в киноателье Ханжонкова. Вера Холодная переходит к Харитонову и снимается в кассовых хитах русского немого кино «У камина» (1917), в продолжение ленты «Позабудь про камин, в нем погасли огни…» (1917) и знаменитом фильме «Молчи, грусть, молчи…» (1918), основанном на сюжете русского романса. Фильм подвергся сильной критике, как образец мещанства и пошлости, но народная любовь не угасала и картина «Молчи, грусть, молчи…» не сходила с экранов долгое время. Увидев Холодную в экранизации пьесы Л. Н. Толстого «Живой труп», Константин Станиславский пригласил Веру Холодную на роль Екатерины в «Грозе» Островского, но она не захотела расставаться с кинематографом и отказалась от предложения. 


Вера Холодная


Уже при жизни Холодной вышел биографический фильм о ней «Тернистой славы путь». Зрители были удивлены и разочарованы, они ожидали драматическую историю любви и коварства, измены, убийства, а увидели любящую жену и мать. Настолько сильно экранный образ не соответствовал жизни. С 1917 по 1919 годы в среднем раз в три недели выходил фильм с Верой Холодной, и это не смотря на события, сотрясающие страну.


Летом 1918 года Холодная едет на съемки в Одессу вместе со своей семьей. Одесситы встретили свою любимицу с любовью. На улицах артистке не давали пройти толпы фанатов. В феврале 1919 года Вера Васильевна заболевает гриппом «испанкой». Лучшие доктора Одессы не отходили от постели больной все восемь дней болезни. Толпы фанатов и почитателей таланта актрисы дежурили под окнами. 16 февраля 1919 года Вера Холодная умерла. Последний фильм с ней выйдет в марте 1919, это будет запись с похорон Холодной. Картина имела успех. Любимый муж актрисы умрет через год от тифа.


Немое кино было искусством универсальным, международным. Вера Холодная была популярна и любима далеко за пределами Родины. Она снялась в громадном количестве фильмов. Некоторые историки кино называют больше 80 картин. К сожалению, сохранилось только 5 лент и немногочисленные отрывки. Большие печальные глаза Веры Холодной, смотрящие на нас с черно-белого экрана стали символом той великой эпохи «великого немого».  



Мосягин Михаил



 

Рекомендуем

Противоречие ради баланса. Симона де Бовуар
Афанасий Кочетков – Максим Горький советского кино
Лиля Брик: демоническая женщина в жизни Владимира Маяковского
Кино. Личность. Вячеслав Тихонов
Виртуозы выбирают джаз
Одеваться как принцесса: эволюция стиля Кейт Миддлтон
Уильям Фолкнер: «Я отказываюсь верить в вырождение человека»
Леонид Енгибаров – «клоун с осенью в сердце»
Ингмар Бергман. Жизнь во сне и наяву. Сцены из жизни
Mercedes-Benz Fashion Week Russia 30-й сезон