Партнеры Живи добром

Художник широкого профиля Эль Лисицкий

Советский художник и архитектор Лазарь (больше известен как Эль) Лисицкий представил миру русский и еврейский авангард. Благодаря нему, в архитектуру вошел супрематизм - направление в абстрактной живописи, заключающееся в сочетании окрашенных простейших геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник) и наложенных на плоскость объёмных форм.

супрематизм Лисицкого

На свет Лисицкий появился под именем Лазарь 22 ноября 1890 года в селе Починок Смоленской области. Спустя некоторое время вместе с семьей перебрался в Витебск. Здесь юноша получил азы художественного образования. В Смоленске он закончил Александровское реальное училище, затем продолжил обучение в Дармштадте на факультете архитектуры, который окончил с отличием в 1914 году. Начавшаяся Первая мировая война вынудила Лисицкого вернуться на родину. Однако для того, чтобы устроиться на работу, ему необходимо было вновь отучиться. В 1918 году Лазарь Лисицкий получил образование в Рижском политехническом институте и получил специальность «инженер-архитектор». 

Эль Лисицкий 

Свою карьеру молодой человек начал в качестве ассистента в архитектурном бюро. Был активным деятелем Еврейского общества поощрения художеств. В 1917 году Лазарь приступил к иллюстрации изданных на идише (бытовой и литературный язык германских по происхождению евреев, имеющий в своей основе немецкие диалекты) книг и произведений для юных читателей. Лисицкий придумал марку для киевского издательства «Идишер фолкс-фарлаг», в нем же он создавал иллюстрации для детских произведений.  

В составе экспедиции Лазарь Лисицкий путешествовал по городам белорусского Поднепровья и Литвы. Целью поездок было выявить и зафиксировать памятники еврейской старины. По ее итогу Эль опубликовал в Берлине репродукции росписей могилевской синагоги и свою статью на идише. Она представляла собой теоретическую работу, раскрывавшую особенности еврейского декоративного искусства.

В 1918 году Лисицкий в составе инициативной группы создал в Киеве «Култур-лиге», представляющее из себя художественно-литературное объединение в стиле авангарда. Целью новоявленного объединения было провозглашено распространение нового еврейского национального искусства. В 1919 году Лазарь Лисицкий получил приглашение от Марка Шагала заняться преподаванием в Народном художественном училище города Витебска.

Достаточно много он вложил в создание иллюстраций современной еврейской литературы. Он выделился на этом поприще как один из основоположников стиля авангарда в еврейской книжной иллюстрации. Стиль Лисицкого, склонный к супрематизму, сложился под существенным влиянием Малевича.

В 1920 году в СССР появилось его артистическое имя «Эль». Он приступил к преподавательской деятельности в ВХУТЕМАСе и ВХУТЕИНе, а в 1920 вступил в ГИНХУК. В своей мастерской Эль выполнил «Ленинскую трибуну». Лисицкий создал эскизы к опере «Победа над Солнцем», которая так и не была поставлена. 

Ленинская трибуна 

С 1921 года художник жил в Германии и Швейцарии. В то время он обосновался в голландской группе «Стиль».

В рамках своей архитектурной деятельности Лисицкий размышлял над вопросами вертикального зонирования городской застройки в Москве. Им были разработаны проекты «горизонтальных небоскребов». 

Горизонтальные небоскребы 

В 1930-х годы по замыслу художника появилась типография журнала «Огонек». Здание представляло сочетание огромных квадратных и маленьких круглых окон. Оно было похоже на эскиз «горизонтального небоскрёба» Лисицкого.

Наиболее известными для широкой публики стали агитационные плакаты Эля Лисицкого. Плакаты были выполнены им в духе того же супрематизма, например, «Клином красным бей белых!» (1920). 

супрематизм Лисицкого

Лисицкий разрабатывал встроенную мебель. Отметился также и в создании основ выставочной экспозиции. По идее автора, она должна была восприниматься как единый организм. Наглядной иллюстрацией данной идеи стала Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве 1927 года.

Помимо всего вышесказанного Эль Лисицкий занимался еще и фотомонтажом. Его лучшей работой в этой сфере стал плакат для «Русской выставки» в Цюрихе в 1929 году. Плакат демонстрировал циклопическое изображение двух голов, представляющих собой единое целое и возвышающихся над архитектурными конструкциями.

В 1937 году Лисицкий представил фотомонаж, иллюстрирующий принятие Сталинской конституции. Фотомонтаж состоял из тематического цикла четырех выпусков журнала «USSR in Construction».

В 1941 году художник скончался от туберкулеза. Его последним творением стал плакат «Давайте побольше танков». 

Давайте побольше танков 



Анна Некрасова



 

Рекомендуем

Владимир Грамматиков: дорога к детским сердцам
Открытие Национальной художественной галереи в Вашингтоне
Дмитрий Быков: Человек вожделеющий
Жан де Лафонтен: судьба знаменитого эпикурейца
Анатолий Алексин человек с добрыми глазами
Основано на импровизации. Необычная премьера спектакля французского хореографа и российских танцоров
Русский Уайльд. Игорь Северянин
Американская фантастика Джона Кэмпбелла
Майя Плисецкая. Лишние слова не нужны
Элисо Вирсаладзе и Квартет имени Д. Ойстраха