Партнеры Живи добром

Вениамин Каверин. Бороться, искать, найти, не сдаваться


Вениамин Александрович Каверин родился 19 апреля 1902 года и прожил долгую, 87-летнию жизнь. На его судьбу пришлись все перипетии эпохи. Каверин – это литературный псевдоним, настоящая же фамилия – Зильбер. Псевдоним взят из пушкинского «Онегина», в котором упоминается гусар (приятель поэта), носящий именно такую фамилию.  

В начале века Каверин входит в литературное объединение «Серапионовы браться», в сороковые годы является корреспондентом «Известий». Его романы удостаиваются престижных советских премий, всю жизнь он активно публикуется. Несмотря на это, взгляды писателя часто идут вразрез с идеологий.

Рождается Каверин в Пскове, в большой, но не очень дружной (впрочем, творческой) семье. Отец увлечен воинской службой, обладает музыкальными способностями. Целыми днями он репетирует марши с военным оркестром. По выходным они выступают в Летнем саду. Жизнь детей и семьи проходит в стороне от отцовских увлечений. Мать писателя также занимается музыкой: дает уроки и готовит концерты для псковичей.

1.jpg

Тем не менее, микрокосм семьи не может не влиять на Каверина. В родительском доме регулярно собираются шумные компании, в которых ведутся разговоры о литературе и о том, что происходит в культурной жизни Пскова. Все это влияет на мышление и воображение будущего писателя. Именно в родительском доме он знакомится с Ю.Н. Тыняновым, который на долгое время станет его литературным наставником.

Будущий писатель целые дни проводит на улице и домой приходит только пообедать. Этот период он оценивает как один из самых счастливых в своей жизни. Каверин вспоминает, что его поражали любые – даже самые обыденные – события. Окружающее представляется чудом, которое возникло вдруг, ниоткуда. Ему интересно исследовать законы мира, в который он попал, его (мира) постоянство и изменчивость.  

Каверин получает хорошее образование. Он шесть лет учится в Псковской гимназии (1912 – 1918), а в 1920 году поступает в Петроградский университет на факультет арабистики. Там он увлекается немецкими романтиками.

2.jpg

В Петрограде он участвует в развитии литературного объединения «Серапионовы братья». Формирует свои взгляды и стилистику вместе с такими писателями как: Л.Н. Лунц, М.М. Зощенко, М.Л. Слонимский, Н.С. Тихонов, Е.Г. Полонская, К.А. Федин, И.А. Груздев, Н.Н. Никтин. Кроме официального состава, у группы были единомышленники, которые, так или иначе, влияли на развитие идей молодых писателей.

Название для кружка заимствуется из названия произведения известного немецкого романтика Г.А. Гофмана. Для «серапионовцев» важна ясность в изложении мысли, увлекательность и напряженность сюжета, установка на аполитичность, ориентация на опыт западноевропейской изящной словесности, филигранность стиля и формы произведения. 

Неслучайно объединение связано с формальной школой русского литературоведения. Однако, несмотря на проработанность основных идей, некоторые установки идут вразрез с тем, что получается в реальности. Так, не удается добиться абсолютной аполитичности, ориентация на западную традицию соблюдается не всегда.

7.jpg

Литературные споры того времени преломляются в романе Каверина «Скандалист, или вечера на Васильевском острове» (1928). В этом романе в одном из героев достаточно отчетливо угадывается образ В.Б. Шкловского, который в одно время сильно повлиял на молодого писателя.

Однажды между Кавериным и Шкловским завязывается спор о судьбе романа как жанра. В романе «Эпилог» Каверин вспоминает: «Зашел разговор о романе как жанре, и он (Шкловский) заметил, что в нашей литературе едва ли найдется смельчак, который возьмет на себя то, что не удалось даже Чехову. Это <…> было сказано больше о нас, обо мне. Взбесившись, я возразил, что завтра же сяду за роман о нем, о скандалисте, у которого биография всегда была интереснее, чем книги».

В романе сталкиваются идеи формалистов, и делаются подступы к новым способам конструирования художественного пространства произведения. По мнению Каверина, открытие пути для развития новых форм романа лежит в границах жанровых переплетений. Теория должна тесно соседствовать с практикой, экспериментом. Стремительность и изменчивость эпохи ставит перед автором сложную задачу – соединить в единое целое разные жанровые образования и, опираясь на науку, не закостенеть в теоретизировании и традиционализме. Новое существует на стыке реальности и вымысла, а не – быта и языка.

4.jpeg

Интерес к научной деятельности выразился в написании Кавериным диссертации, которую он защитил в Институте истории искусств. Неслучайно «серапионовцы» называют Каверина «брат Алхимик», а сам писатель с завидной методичностью повторяет: «искусство должно строиться на формулах точных наук».

У Каверина было двое детей, Николай и Наталья. Оба от Лидии Тыняновой, младшей сестры Юрия Тынянова, с которой он (Каверин) прожил долгую и счастливую жизнь (62 года). Дети стали видными учеными.

Брат Каверина, Лев Александрович Зильбер, – вирусолог. Ему принадлежит ряд крупных научных открытий, он трижды был репрессирован. Вероятно, участи брата не избежал бы и Каверин, так как в 30-е годы на него началась травля. Так, в 1930-ом году выходит трехтомное собрание сочинения писателя, а вслед за ним – шлейф разгромных статей. Автора трехтомника называют «попутчиком», его обвиняют в формализме и буржуазной реставрации.

«Охранной грамотой» для Каверина становится выход приключенческого романа «Два капитана», который выдержан в стилистике соцреализма. За него автор получает Сталинскую премию. По слухам, роман понравился вождю.

5.jpg

После войны Каверин активно публикуется. Выступает в защиту гонимых писателей. Так, после постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» он один из немногих не отворачивается от Зощенко, которого член Политбюро Жданов в докладе называет «подонком» (в этом же докладе Ахматову он называет «блудницей»). Каверин не перестает общаться с другом, которого многие теперь обходят стороной, и поддерживает его материально.

В 1954 году Каверин выступает на съезде советских писателей с речью о свободе художника и о переоценке творчества Юрия Тынянова и Михаила Булгакова. Он отказывается от участия в травле Б.Л. Пастернака в 1958 году и поддерживает А.И. Солженицына в шестидесятые годы.

В 1956 году Каверин участвует в издании альманаха «Литературная Москва», в котором пытается печатать запрещенных писателей и поэтов, надеясь вернуть литературе свободу высказывания. В частности, печатаются стихи Н.А. Заболоцкого и М.И. Цветаевой. После разгромной критики, альманах закрывают. Сын писателя вспоминает: «Каверин не был членом партии, и ошибки признавать не желал».

3.jpg

На протяжении всей жизни Каверин много работал. Его внучка Т.В. Бердикова, филолог и переводчик, рассказывает: «Он был человек очень организованный. Обычно в девять часов утра садился писать. Работая дома, каждое утро одевался так, будто идет на работу, — костюм, рубашка, галстук».

По произведениям Каверина снят ряд фильмов. Один только роман «Два капитана» экранизирован два раза: в 1955 и 1976 году.  По нему же сделан «Норд-Ост», печально известный мюзикл.

Каверин умирает 2 мая 1989 года от сердечного приступа, который происходит, когда писатель находится в Переделкине. Его успевают довести до кардиологического центра в Москве, где работает его сын, но спасти не удается.

 

Кирилл Сивков



 

Рекомендуем

За что сожгли Джордано Бруно?
XXXIX ММКФ. "Лучший из миров" Адриана Гойгингера
Роберт Рождественский. Романтик советской эпохи
“Кто построил? Москва”. Цикл заметок об архитектуре
«Всю жизнь я учу и учусь сам»
Лувр - колыбель мирового искусства
Фестиваль Дмитрия Корчака в НОВАТе
Гастроли Чеченского драматического театра. Спектакль «Свой дом - красный дом» или «дорога домой»
Расписание 33 сезона Mercedes-Benz Fashion Week Russia
"Звёзды на Байкале" 2018