Партнеры Живи добром

Вениамин Каверин. Бороться, искать, найти, не сдаваться


Вениамин Александрович Каверин родился 19 апреля 1902 года и прожил долгую, 87-летнию жизнь. На его судьбу пришлись все перипетии эпохи. Каверин – это литературный псевдоним, настоящая же фамилия – Зильбер. Псевдоним взят из пушкинского «Онегина», в котором упоминается гусар (приятель поэта), носящий именно такую фамилию.  

В начале века Каверин входит в литературное объединение «Серапионовы браться», в сороковые годы является корреспондентом «Известий». Его романы удостаиваются престижных советских премий, всю жизнь он активно публикуется. Несмотря на это, взгляды писателя часто идут вразрез с идеологий.

Рождается Каверин в Пскове, в большой, но не очень дружной (впрочем, творческой) семье. Отец увлечен воинской службой, обладает музыкальными способностями. Целыми днями он репетирует марши с военным оркестром. По выходным они выступают в Летнем саду. Жизнь детей и семьи проходит в стороне от отцовских увлечений. Мать писателя также занимается музыкой: дает уроки и готовит концерты для псковичей.

1.jpg

Тем не менее, микрокосм семьи не может не влиять на Каверина. В родительском доме регулярно собираются шумные компании, в которых ведутся разговоры о литературе и о том, что происходит в культурной жизни Пскова. Все это влияет на мышление и воображение будущего писателя. Именно в родительском доме он знакомится с Ю.Н. Тыняновым, который на долгое время станет его литературным наставником.

Будущий писатель целые дни проводит на улице и домой приходит только пообедать. Этот период он оценивает как один из самых счастливых в своей жизни. Каверин вспоминает, что его поражали любые – даже самые обыденные – события. Окружающее представляется чудом, которое возникло вдруг, ниоткуда. Ему интересно исследовать законы мира, в который он попал, его (мира) постоянство и изменчивость.  

Каверин получает хорошее образование. Он шесть лет учится в Псковской гимназии (1912 – 1918), а в 1920 году поступает в Петроградский университет на факультет арабистики. Там он увлекается немецкими романтиками.

2.jpg

В Петрограде он участвует в развитии литературного объединения «Серапионовы братья». Формирует свои взгляды и стилистику вместе с такими писателями как: Л.Н. Лунц, М.М. Зощенко, М.Л. Слонимский, Н.С. Тихонов, Е.Г. Полонская, К.А. Федин, И.А. Груздев, Н.Н. Никтин. Кроме официального состава, у группы были единомышленники, которые, так или иначе, влияли на развитие идей молодых писателей.

Название для кружка заимствуется из названия произведения известного немецкого романтика Г.А. Гофмана. Для «серапионовцев» важна ясность в изложении мысли, увлекательность и напряженность сюжета, установка на аполитичность, ориентация на опыт западноевропейской изящной словесности, филигранность стиля и формы произведения. 

Неслучайно объединение связано с формальной школой русского литературоведения. Однако, несмотря на проработанность основных идей, некоторые установки идут вразрез с тем, что получается в реальности. Так, не удается добиться абсолютной аполитичности, ориентация на западную традицию соблюдается не всегда.

7.jpg

Литературные споры того времени преломляются в романе Каверина «Скандалист, или вечера на Васильевском острове» (1928). В этом романе в одном из героев достаточно отчетливо угадывается образ В.Б. Шкловского, который в одно время сильно повлиял на молодого писателя.

Однажды между Кавериным и Шкловским завязывается спор о судьбе романа как жанра. В романе «Эпилог» Каверин вспоминает: «Зашел разговор о романе как жанре, и он (Шкловский) заметил, что в нашей литературе едва ли найдется смельчак, который возьмет на себя то, что не удалось даже Чехову. Это <…> было сказано больше о нас, обо мне. Взбесившись, я возразил, что завтра же сяду за роман о нем, о скандалисте, у которого биография всегда была интереснее, чем книги».

В романе сталкиваются идеи формалистов, и делаются подступы к новым способам конструирования художественного пространства произведения. По мнению Каверина, открытие пути для развития новых форм романа лежит в границах жанровых переплетений. Теория должна тесно соседствовать с практикой, экспериментом. Стремительность и изменчивость эпохи ставит перед автором сложную задачу – соединить в единое целое разные жанровые образования и, опираясь на науку, не закостенеть в теоретизировании и традиционализме. Новое существует на стыке реальности и вымысла, а не – быта и языка.

4.jpeg

Интерес к научной деятельности выразился в написании Кавериным диссертации, которую он защитил в Институте истории искусств. Неслучайно «серапионовцы» называют Каверина «брат Алхимик», а сам писатель с завидной методичностью повторяет: «искусство должно строиться на формулах точных наук».

У Каверина было двое детей, Николай и Наталья. Оба от Лидии Тыняновой, младшей сестры Юрия Тынянова, с которой он (Каверин) прожил долгую и счастливую жизнь (62 года). Дети стали видными учеными.

Брат Каверина, Лев Александрович Зильбер, – вирусолог. Ему принадлежит ряд крупных научных открытий, он трижды был репрессирован. Вероятно, участи брата не избежал бы и Каверин, так как в 30-е годы на него началась травля. Так, в 1930-ом году выходит трехтомное собрание сочинения писателя, а вслед за ним – шлейф разгромных статей. Автора трехтомника называют «попутчиком», его обвиняют в формализме и буржуазной реставрации.

«Охранной грамотой» для Каверина становится выход приключенческого романа «Два капитана», который выдержан в стилистике соцреализма. За него автор получает Сталинскую премию. По слухам, роман понравился вождю.

5.jpg

После войны Каверин активно публикуется. Выступает в защиту гонимых писателей. Так, после постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» он один из немногих не отворачивается от Зощенко, которого член Политбюро Жданов в докладе называет «подонком» (в этом же докладе Ахматову он называет «блудницей»). Каверин не перестает общаться с другом, которого многие теперь обходят стороной, и поддерживает его материально.

В 1954 году Каверин выступает на съезде советских писателей с речью о свободе художника и о переоценке творчества Юрия Тынянова и Михаила Булгакова. Он отказывается от участия в травле Б.Л. Пастернака в 1958 году и поддерживает А.И. Солженицына в шестидесятые годы.

В 1956 году Каверин участвует в издании альманаха «Литературная Москва», в котором пытается печатать запрещенных писателей и поэтов, надеясь вернуть литературе свободу высказывания. В частности, печатаются стихи Н.А. Заболоцкого и М.И. Цветаевой. После разгромной критики, альманах закрывают. Сын писателя вспоминает: «Каверин не был членом партии, и ошибки признавать не желал».

3.jpg

На протяжении всей жизни Каверин много работал. Его внучка Т.В. Бердикова, филолог и переводчик, рассказывает: «Он был человек очень организованный. Обычно в девять часов утра садился писать. Работая дома, каждое утро одевался так, будто идет на работу, — костюм, рубашка, галстук».

По произведениям Каверина снят ряд фильмов. Один только роман «Два капитана» экранизирован два раза: в 1955 и 1976 году.  По нему же сделан «Норд-Ост», печально известный мюзикл.

Каверин умирает 2 мая 1989 года от сердечного приступа, который происходит, когда писатель находится в Переделкине. Его успевают довести до кардиологического центра в Москве, где работает его сын, но спасти не удается.

 

Кирилл Сивков



 

Рекомендуем

Выставка «Время собирать… Князь Юсупов и его библиотека»
Diptyque: аромат Розы
Николай Карамзин: «Где нет любви, нет и души»
Быстро сгоревшая жизнь Всеволода Гаршина
Выставка «Лауреаты премии «Большая книга»: Фазиль Искандер и Даниил Гранин. К юбилеям писателей»
Интервью с Игорем Золотовицким
Камиль Писсарро. Человек сердца
Кинопоказ Вахтанговского «Дяди Вани» с США
Историческая живопись Вильгельма фон Каульбаха
Роднянский и Мизгирёв: лекция о кино